Разговор о насущном

15 марта в районе побывала заместитель Председателя Правительства Алтайского края Надежда Капура. Она провела встречи с коллективами в районной больнице и Троицкой средней школе №1, где обсуждались злободневные проблемы.

 На очереди – хирургическое отделение

Пристальное внимание краевой власти к объектам здравоохранения, в том числе Троицкой ЦРБ, очевидно, оно проявляется в том, что работа по развитию сети медицинских учреждений, которая ведется в Алтайском крае с 2012 года, носит системный и планомерный характер. Краевой адресной инвестиционной программой (КАИП) ежегодно предусматривается капитальный ремонт объектов здравоохранения – наряду с другими отраслями (образование, культура, физкультура и спорт, ЖКХ). Именно по краевой адресной инвестиционной программе в прошлом году финансировался капитальный ремонт части здания Троицкой ЦРБ. В этом году работа в рамках КАИП продолжится.

-Те шаги, которые мы делаем в здравоохранении, уже позволяют расставлять приоритеты и систематизировать работу, — отметила Н.А. Капура. – В прошлом году было отремонтировано 43 учреждения здравоохранения, очень много сделано по укреплению межрайонных больниц. И в этом году мы будем продолжать это важнейшее дело.

Но не только о результатах работы шла речь. Так, заместитель губернатора акцентировала внимание на других важнейших вопросах отрасли. В частности, кадровой обеспеченности учреждений здравоохранения. По ее словам, глава региона выделяет три сферы, где остро стоят кадровые проблемы, — сельское хозяйство, образование и медицина.

-Наша задача – выяснить, где и как работают выпускники последних пяти лет, окончившие учебные заведения по специальностям трех вышеназванных отраслей, — продолжала Надежда Арсентьевна. – Мы хотим знать, почему выпускники не пошли или не остались работать по профессии, для того чтобы понимать, где есть недоработки, и подумать, как вернуть людей в профессию. Что касается конкретно здравоохранения, сейчас идет выстраивание трехуровневой системы. Первый уровень составляют учреждения, находящиеся в шаговой доступности от места жительства: поликлиники, ФАПы, сельские амбулатории и районные стационары. Эти медучреждения должны оказывать не менее 40-45% медпомощи, которая включает в себя все виды профилактики и лечение самых распространенных заболеваний, не представляющих угрозы для жизни пациентов. В медицинских учреждениях второго, или межмуниципального, уровня занимаются лечением острых заболеваний и состояний. К учреждениям этого уровня относятся специально оснащенные и укомплектованные многопрофильные стационары. В медучреждениях третьего уровня больные могут получить плановую специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь.

Коснулась заместитель Председателя Правительства Алтайского края и вопроса оплаты труда работников здравоохранения:

-Сегодня мы озадачены тем, как сделать так, чтобы в дальнейшем прирастала базовая часть зарплаты, а не стимулирующая, которая не носит гарантированный характер.

Напомним, что в ходе капитального ремонта в ЦРБ было отремонтировано два лестничных марша, реанимационное отделение, система отопления, перекрыта кровля здания больницы. В общей сложности на первом этапе капремонта освоено около 11 миллионов рублей из краевого бюджета.

Совсем недавно открылось после ремонта отделение анестезиологии и реанимации ЦРБ. Здесь побывала заместитель губернатора края, внимательно осмотрев помещения отделения. Коллектив выразил благодарность Правительству Алтайского края.

Как известно, на следующем этапе капитального ремонта будет задействовано хирургическое отделение ЦРБ. Заведующий Евгений Викторович Королев показал заместителю губернатора края, в каком виде сегодня пребывает отделение. Кстати, в самом большом помещении хирургии во время ремонта располагалась и реанимация. Заведующий хирургией настроен оптимистично: ради капитального ремонта коллектив отделения готов какое-то время терпеть неудобства, лишь бы все было сделано качественно.

По словам главного врача ЦРБ К.Н. Фадина, сейчас идет работа по подготовке проектно-сметной документации для капитального ремонта хирургического отделения по краевой адресной инвестиционной программе.

Кадры – краеугольный камень в образовании

На встрече заместителя председателя Правительства Алтайского края Н.А. Капура с коллективом ТСШ №1 присутствовали также глава района А.В. Овсянников, его заместитель по социальным вопросам В.М. Шаров и председатель комитета по образованию А.С. Тупикин.

-Я рада встрече с вами, – так начала свое выступление Надежда Арсентьевна. – Алтайский край очень разноплановый и разнообразный. На его территории семь управленческих округов. Я являюсь куратором Заринского управленческого округа, в который входит и ваш район, поэтому моя задача – помогать вам решать проблемы. 90 процентов объектов, которые я курирую, – это школы, детские сады, больницы, а также спортивные сооружения. Все эти значимые социальные объекты должны быть отремонтированы. Считаю, что в образовании сегодня сделан колоссальный прорыв. Мы говорим о новом образовательном стандарте, и от вас как от передового слоя общества многое зависит.

Затронув тему исчезающих сел, она отметила, что видит перспективу дальнейшего развития сельских школ, в том числе и ТСШ №1, которая произвела на гостью, по ее же собственным словам, благоприятное впечатление.

Подчеркнув, что руководитель региона не сторонник закрытия школ, она говорила о проблеме неэффективных расходов:

-Основные факторы при рассмотрении этой проблемы – это дети, подвоз, дорога, кадры… Главное – это отсутствие кадров.

Упомянула она и о том, что средний класс-комплект должен составлять 11 человек, но многие школы как в нашем, так и в других районах не дотягивают до этого уровня.

Н.А. Капура подчеркнула, что Алтайский край является одним из ведущих регионов России по уровню развития образования, и привела в качестве доказательства факты: из 1157 школ Алтайского края 200 капитально отремонтировано, 36 – построено заново, переоснащены все школьные столовые, решена проблема обеспечения школьников бесплатными учебниками, только за 2017 год приобретено 78 автобусов для подвоза детей. Дальнейшее продвижение в этой области планируется в связи с губернаторской программой «85х85».

В ходе встречи заместитель Председателя Правительства Алтайского края выразила готовность обсудить наиболее актуальные вопросы, волнующие педагогов и представителей родительской общественности.

Один из них – это, конечно же, острый вопрос об оптимизации школ, в частности, появившаяся в прошлом году в районе идея – объединение всех школ в одно юридическое лицо, которая изначально показалась многим педагогам непродуманной и даже абсурдной. По словам Н.А. Капура, это мнение совпадает с мнением краевых чиновников.

Наиболее горячую дискуссию вызвали, конечно, вопросы о зарплате, уровень которой на Алтае ниже, чем во многих регионах России. В результате отмены стимулирующих и повышения минимальной оплаты труда учитель с высшей категорией и большим стажем работы скоро будет получать меньше, чем техничка. Но именно такие учителя составляют сейчас костяк педагогического коллектива ТСШ №1.

Надежда Арсентьевна много говорила о кадрах, о том, что это краеугольный камень в решении образовательных проблем. Не случайно А.Б. Карлин даже выдвинул идею найти выпускников педагогических вузов, не работающих по профессии, и вернуть их в школу. Сейчас даже в районных школах не хватает учителей. И это, конечно, не только проблема Алтайского края. Но за Алтай все равно обидно. Зарплаты у нас в разы меньше, чем в других регионах, а газ и электроэнергия, наоборот, дороже.

-Потому что у нас сырьевой регион, — объяснила Н.А. Капура.

-Что же, Алтай – не Россия, что ли? — послышалась реплика из зала.

Но учителя думают не только о себе – среди задаваемых вопросов были и вопросы, касающиеся ухудшения здоровья детей и связанной с этим проблемы так называемого инклюзивного образования.

Н.А. Капура согласилась, что очень сложно обеспечить равные условия учащимся с разными возможностями.

И как раз одна из сторон этой проблемы – как будет получать образование девочка, которая не может в инвалидном кресле передвигаться дальше первого этажа. Оказывается, в одной из школ края нашли решение – все дети из класса, где учится ребенок-инвалид, выпали из кабинетной системы и занимаются на первом этаже, а учителя-предметники сами приходят к ним со своими наглядными пособиями. Но что может принести учитель химии или физики, если весь класс должен принять участие в опытах или сделать лабораторную работу? И какие возможности даст в таком случае инклюзивное образование основной массе учащихся?

Вопросов было много, и на иные трудно найти ответ даже заместителю губернатора. Хотя надо отдать должное Надежде Арсентьевне: она эрудированный человек и прекрасный оратор, умеющий проиллюстрировать свое выступление интересными примерами.

Во время общения педагогов с заместителем губернатора и главой района атмосфера в зале в какие-то моменты заметно накалялась. Но такие встречи нужны, пусть даже участники дискуссии выражают бурные эмоции. На мой взгляд, это лучше, чем молча послушать и разойтись… А ведь и так иногда бывает.

Мне понравились осведомленность Надежды Арсентьевны, ее оптимизм, умение разложить по полочкам любые проблемы, которые она не затушевывает, а, напротив, озвучивает и предлагает вместе искать пути их решения. Что же касается педагогов, они вряд ли рассчитывали получить исчерпывающие ответы на свои вопросы. Просто, как говорится, наболело…

Наталья ЗАБОЛОТИНА, Светлана КУДИНОВА.

Читайте материал полностью в номере газеты за 24 марта 2018 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *