Дневник новоявленного паломника

О том, что близ поселка Лесного есть лечебный источник, названный в народе Никольским, я узнала немногим более десяти лет назад. Тогда же местные жители пересказывали легенду, согласно которой у дочери жившего много лет назад в Загайнове купца сильно болели ноги. Однажды девочка попросила отнести ее к бьющему в логу роднику. Опустила она больные ножки в ледяную воду, а через какое-то время почувствовала облегчение. По легенде, в воде девочка увидела лик самого святителя Николая Чудотворца. После нескольких родниковых «ванн» ножки у девочки стали здоровыми, а купец приказал выстроить недалеко от родничка часовенку.
Согласно другому рассказу лик святителя Николая увидели на водной поверхности местные крестьянки, когда пришли на ключ за водой. Но как бы там ни было, до недавнего времени в зарослях неподалеку от источника можно было найти остатки старой часовенки, а родниковая вода действительно обладает чудотворной силой…
Кто-то скептически улыбнется, мол, сколько их развелось, псевдочудотворных… Верить или нет, решать каждому. Но расскажу увиденное мною, когда десять лет тому назад 19 декабря, на Николу зимнего, в небольшой команде паломников во главе с батюшкой я на лыжах отправилась к роднику из Лесного. Зимнее утро, тишина и покой, легкий морозец. Священник читает молебен, а я обращаю внимание на практически полностью запорошенный снегом родник: спокойный вначале, во время молебна он начинает «кипеть»! Случайность? Вряд ли… Кстати, спустя время слышу подобные рассказы от принимавших участие в молебнах у ключа – поначалу спокойная вода начинает «кипеть» и утихает с окончанием молитвы.

День первый. В добрый путь!
Несколько лет назад у прихожан Свято-Троицкой церкви появилась добрая традиция – крестный ход до Свято-Никольского источника. Не отступились и в этом году: отслужив литургию по поводу праздника Вознесения Господня, выпавшего как раз на 21 мая, паломники во главе с настоятелем храма отцом Александром выдвинулись в крестный ход.
Не успели выйти за ворота Свято-Троицкого храма, как начался дождь. Поначалу тихий, через несколько минут он превратился в настоящий майский ливень.
-Покрестил Господь, — шутит кто-то из ходоков.
Крестный ход отличается от обычного похода уже тем, что человек желает отвлечься от всего мирского и на несколько часов или дней посвятить себя Богу. А как это можно сделать? Молиться, непрестанно молиться! Человек находит свое место в веренице людей, впереди которой идут хоругвеносцы. На протяжении всего пути паломники поют молитвы. Поначалу это может показаться трудным, но потом так привыкаешь, что хочется продолжать и продолжать. За плечами нет тяжелых рюкзаков, на груди у многих образа, в руках – иконы святителя Николая и Матери Божией.
«Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!» – эта молитва будет сопровождать паломников на протяжении всего пути, не прерываясь.
Кто-то из прохожих улыбался и приветливо махал вслед, бабулька на остановке поклонилась паломникам и перекрестилась, а кто-то, возможно, крутил пальцем у виска, мол, кто их гонит в такую погоду? Никто не гонит, сами пошли…
Не успели остаться позади последние дома, как дождик кончился, и сквозь тучки стали проглядывать редкие солнечные лучики, к тому же подул ветер, оберегая идущих от нашествия комариных полчищ (ими богато не только родное село, но и окрестности, не говоря уже о полях и березовых рощах).

А вокруг – красота!
По традиции крестный ход длится два дня, 21 и 22 мая, пройти паломникам предстоит порядка 30 километров и совершить Божественную литургию у Святого источника.
Когда едешь по делам на автомобиле, нечасто всматриваешься в обстановку вокруг. Но вот когда идешь пешком, то невольно начинаешь любоваться окружающей природой, вглядываться в каждый кустик и дерево, в майскую изумрудную зелень берез и заросли буйно цветущей черемухи, простирающиеся далеко вокруг луга и поля. Не знаю, кто как, а я за этим самым любованием не заметила, как подошли к Тюмени.
И вот первый привал, между Тюменью и Беловским, немного не доходя до двора «Алтайского мяса». Не успели устроиться на травке для отдыха, как тут же налетели комары. Но… хитер комар, а мы хитрее – в ход сразу пошли баллончики с репеллентами, и гнус отступил (хотя и ненадолго).
В Беловском крестный ход ждали, гостеприимно встречали. В здании клуба есть молельная комната блаженной матушки Матронушки, обустроенная силами местной православной общины несколько лет назад. Женщины-прихожанки рассказали о жизни и делах общины и накормили паломников вкуснейшим обедом (эх, лучше бы не был он таким вкусным, тогда не пришлось бы после трапезы всем бороться со сном!). Немного отдохнув от многокилометровой прогулки и сытного обеда, паломники вновь тронулись в путь, и конечным пунктом в этот день должно было стать Загайново.
В самом начале «финишной прямой» (а дорога от Беловского до Загайнова действительно практически без поворотов) нас встретил сильный ветер. Особенно непросто пришлось мужчинам-хоругвеносцам, ведь, чтобы удержать хоругви в сильный порыв ветра, нужно приложить максимум усилий. Ничего, справились, хотя среди паломников-мужчин богатырей не было. И, как говорится, благодаря помощи Божьей и собственным силам через пару часов были уже в Загайнове (прежде чем зайти в село, по старой традиции сфотографировались у аншлага).

Для тела и души
От Загайнова до Никольского ключа порядка восьми километров, пройти которые участникам крестного хода предстояло рано утром 22 мая. Прежде чем паломники упали на уютные и мягкие постели (ох, как нужны они были натруженным косточкам и горевшим от долгого пешего хода пяткам!), подготовленные гостеприимными хозяевами во главе с Сергеем Александровичем Королевым, старостой села, нас вновь пригласили восстановить потраченные калории в местную школу. Здесь всех уже ждали работники столовой и Вера Владимировна Дудина, директор. Уминая за обе щеки вкуснейший борщ и сетуя между делом о лишних кило, часть из которых была, как выяснилось, не безвозвратно потрачена за время дневного перехода, мы успевали разглядывать старинные экспонаты, коими богат школьный музей, делящий одну комнату со столовой. Крынки, маслобойка, чугунные утюги, люлька со спящим младенцем и королева музея – настоящая русская печь (скажу по секрету, что изготовлена она не из глины и кирпича, а из папье-маше), расписанная чудо-цветами и сказочными жар-птицами. А какие великолепные старинные вышивки украшают одну из стен! В общем, во время ужина совместили приятное с полезным, приняв пищу и для души, и для тела.
И все же усталость брала свое, а ведь назавтра предстоял еще один переход, до самого источника. После вечернего молебна ложимся спать, ни о каких вечерних посиделках речь не идет – бережем силы для нового марш-броска. Кстати, на ночлег нас устроили в местном клубе, который стоит на месте старинного храма, разрушенного в советские годы. Но от старого храма осталась одна стена, торцевая стена клуба. Совпадение?

День второй. Заблудились…Служба на одном дыхании!
22 мая нас встретило дождем… И опять таки комарами, которым ни дождь, ни, наверное, какие-либо другие климатические явления нипочем. Ровно в семь утра выдвигаемся в путь, еще немного – и будем у цели. В девять должен подъехать автобус, привезти из райцентра прихожан Свято-Троицкого храма, и надо успеть подготовиться к службе в честь святителя Николая.
Казалось бы, основная масса паломников – люди бывалые и не раз ходили этим маршрутом. И все же мы заблудились! Мало того, что сами ушли в сторону, так еще и увели за собой тройчан, ехавших на службу на легковушке. Недаром говорится, что дорога к святым местам легкой не бывает, из рассказа отца Александра узнаю, что «теряются» на знакомых тропах не первый раз. И когда казалось, что придется возвращаться и искать путь по новой, водитель все той же машины сумел-таки найти правильный путь: оказывается, петляли мы всего в нескольких десятках метров от поворота, после которого и начинался спуск к Свято-Никольскому ключу.
Благодаря заботе Сергея Александровича Королева, который многие годы является попечителем источника, здесь построена беседка для отдыха, а сам родник оборудован колодцем и мостками.
В который раз радуюсь, что на мне специальный костюм с сеткой и перчатки, надежно защищающие от укусов комаров. А вот другим паломникам повезло меньше – гнус буквально лез в глаза и рот, мало помогали и специальные спреи, коими мы обливались с головы до пяток. В душу стали закрадываться сомнения: что отслужить, литургию или краткий молебен? Однако, как скажет позже наш батюшка, враг не прошел, и козням лукавого паломники не поддались – решили служить литургию. Развели два костра, еще раз обрызгались репеллентами, и служба, в которой в общей сложности приняло участие немногим более 30 человек, началась!
Как-то незаметно отступили комариные полчища, а из-за туч выглянуло солнышко, служба во славу угодника Божия, святителя Николая прошла легко, можно сказать, на одном дыхании, совершилось главное, для чего мы преодолели многокилометровый путь, – прийти и поклониться в молитве Господу и святому Николаю, умыться водой из источника.
А когда все стали собираться домой и по традиции расположились на поляне вблизи источника, чтобы попить чайку из походного котелка, снова пошел дождь, подтверждая народную примету – «Никола без дождя не бывает».
-Вот такие чудеса промысла Божьего укрепляют нашу веру, – как бы подвел итог отец Александр. — А крестный ход учит нас побеждать самих себя, побеждать свои немощи, страхи и сомнения, верить Богу и полагаться на Него.
Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.