На ранней стадии онкология лечится

-Исходя из статистических данных, заболеваемость злокачественными образованиями и смертность в районе ежегодно увеличиваются, — говорит зам. главного врача ЦРБ по медицинскому обслуживанию Н.В. Бородкина. – В Алтайском крае высокий процент онкозаболеваний, и наш район – в числе лидеров.

Так, у нас в 2016 году было 128 впервые выявленных больных раком, в 2017 году – 117, в 2018-м –131. Соответственно, и на учете количество больных увеличивается: в 2016 году их было 645, в 2017-м – 653, в 2018-м – 663. Мы также отслеживаем показатель, в какой стадии был выявлен рак. Так, в 2016 году в четвертой стадии рак был выявлен у 16 пациентов, в 2017 году было выявлено 27 случаев запущенной болезни, в прошлом году – 22 случая. Соответственно, и смертность у нас очень высокая, мы даже превысили краевой показатель.

Любое выявленное на ранней стадии (первой, второй) злокачественное образование лечится, и прогноз врачи дают оптимистичный, на поздних стадиях (третья, четвертая) прогноз менее оптимистичный.

-Наталья Владимировна, сколько случаев выявления рака на ранних стадиях?

-Можно сказать, что выявляемость рака на ранней стадии у нас увеличивается с каждым годом. Так, в прошлом году было выявлено 70 человек с раком первой, второй степени.

Сейчас много диагнозов колоректального рака, то есть рака кишечника. Поступают пациенты с непроходимостью, а в результате операции выясняется, что в кишечнике какие-то образования. Женщины стали погибать от рака матки и шейки матки. Когда заканчивается детородный возраст, пациентки перестают посещать гинеколога, а это в корне неправильно. Наоборот, в период постменопаузы женщинам нужно ежегодно проходить гинеколога с осмотром врача УЗИ, если это необходимо. Увеличивается количество пациенток с раком молочной железы.

-Злокачественные образования каких органов выявлялись в прошлом году?

-В прошлом году выявлено 20 случаев рака легких, среди них семь запущенных. Онкозаболевание легких обнаружено у двух женщин и 18 мужчин, кожи – у 15 человек, простаты – у девяти, матки – у восьми, шейки матки – у пяти, молочных желез – у пяти, желудка – у пяти, кишечника – у 11 человек.

-Прежде чем пациент попадет на прием к врачу, он должен пройти смотровой кабинет. У многих это вызывает недовольство. Но, видимо, это связано с профилактикой и выявлением раковых заболеваний?

-Это обязательная процедура. В кабинете осматривают все визуальные точки: ротоглотку, слизистую, кожный покров, лимфатические узлы, щитовидную железу, молочные железы, прямую кишку, женщины проходят осмотр на гинекологическом кресле.

Помимо этого, краевым онкоцентром разрабатывается приказ по маршрутизации больных. Теперь и ФАПы тоже будут работать в режиме смотрового кабинета. Пациентов станут анкетировать, чтобы выявить группы риска (курящие, люди из «раковых» семей, где близкие родственники умерли от онкозаболевания). В онкодиспансере есть отделение профилактики раковых образований. В районных больницах формируются группы риска, и пациентов из этих групп мы можем направлять на профилактику в онкоцентр. Пациент сдает там определенные анализы, по которым высчитывается процент онкориска, и в зависимости от результата его начинают либо дальше обследовать, либо отправляют домой, но раз в год он все равно обязан сдавать анализы. Чем раньше будет выявлено онкологическое заболевание, тем оптимистичнее прогноз для пациента.

-На что человек сам должен обращать внимание?

-Повторю, что женщины хотя бы раз в год должны проходить осмотр гинеколога, после 50 лет один раз в два года – маммолога. В соответствии со штатными нормативами в ЦРБ такого специалиста нет, но мы работаем по договорам с диагностическими центрами Бийска и Барнаула. Они принимают наших пациенток по направлениям. Женщинам 30-38 лет необходимо проходить осмотр молочных желез на УЗИ, это можно сделать в ЦРБ. В 60-70% случаев женщины сами находят у себя в груди какие-то новообразования.

Если человек обнаружил у себя увеличенный лимфоузел, обязательно нужно идти на обследование, без пункции диагноз не установишь. Если есть какие-то незаживающие язвочки на теле, губах, в полости рта, которые то покрываются корочкой, то вновь раскрываются, – это уже звоночек к тому, что нужно пройти обследование. То же самое касается ситуаций, когда кто-то чувствует во рту инородное тело. В зеркало ротоглотку не увидеть, нужно обследоваться. Уже в этом году у нас появилось два пациента с третьей стадией рака ротоглотки.

Рак кишечника можно определить, сдав кал на «скрытую» кровь. Ежегодно нужно проходить флюорографию.

Пользуясь случаем, обращаюсь к мужчинам: если возникают проблемы с мочеиспусканием – затрудненное мочеиспускание, «вялая» струя мочи, учащенное мочеиспускание (за ночь – пять-шесть раз и понемногу), в обязательном порядке надо посетить хирурга, который направит на анализы. С каждым годом увеличивается количество случаев рака предстательной железы, но на ранней стадии это лечится. А если перетерпеть, мол, неудобно идти к врачу с такой проблемой или некогда, это может привести к тому, что рак даст метастазы в кости таза, прямую кишку, мочевой пузырь. А это уже выраженный болевой синдром. Лучше перестраховаться, сходить к врачу и убедиться, что это обычная аденома. Не стоит доверять телерекламе препаратов, заниматься самолечением.

-Онкобольных каких возрастных категорий больше?

-Онкология может проявиться в любом возрасте. У нас, например, есть дети с таким заболеванием, но риск онкологии увеличивается с возрастом. Так, на учете состоят шестеро пациентов, кому 50 лет, 25 больных – в возрасте от 50 до 59 лет, 17 – 60-64 лет, 26 пациентов – 65-69 лет, 15 человек – 70-74-х, 10 – 75-79 лет, 14 человек – старше 80 лет.

-Наверное, нелегко озвучивать пациенту такой диагноз. Как вы это делаете?

-Если прогноз неблагоприятный, мы стараемся все же не говорить об этом пациенту, а сообщаем родственникам. Рак третей, четвертой степени уже плохо поддается лечению. И как эти люди мучаются, когда умирают, – известно только им самим и их родственникам. Чем коварен рак? Он может прогрессировать, а у человека ничего не болит. При другом заболевании что-то беспокоит пациента, он пойдет в больницу, а здесь ничего не болит до последнего, когда уже появляются слабость, потеря веса, кожный зуд, еще какие-то сбои в организме. А потом люди обижаются на врачей, что прописывают «тяжелое» лечение – химиотерапию, лучевую терапию. Многие фельдшеры, терапевты во время обследования больного, видя у него что-то подозрительное, дают направление на дальнейшее, более глубокое, обследование, но пациенты отмахиваются, приводя разные аргументы, а потом бывает поздно, время упущено.

С каждым годом все больше делается акцент на профилактическую работу, очень важна тотальная онконастороженность не только медицинских работников, но и самих пациентов. И это дает свои результаты, выживаемость более пяти лет у 52,2% от количества пациентов, состоящих у нас на учете.

-Как вы считаете, в чем причина роста количества онкозаболеваний?

-У нас повысился так называемый возраст дожития. Если раньше люди умирали в 65-70 лет, то сейчас и в 80 лет можно встретить активных людей, и пациенты стали доживать, что называется, до рака. В 65-70 лет, возможно, у человека и было уже онкозаболевание, но умирал он от другого диагноза.

Ну, а в целом дают толчок к развитию раковых клеток, как мне кажется, наследственная предрасположенность, вредные привычки (курение, алкоголизм), не сбалансированное, не качественное питание, экологическая обстановка.

-Спасибо за интервью.

Подготовила Наталья Заболотина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.