Научиться жить заново

3 декабря — Международный день инвалидов

Потеряв зрение в результате болезни, 46-летний Сергей Тырышкин смог остаться полноценным человеком. Таких людей мы встречаем нечасто, а, увидев, порой опускаем глаза, даже ускоряем шаг или же стараемся помочь, но чаще проходим мимо и сразу забываем о них. Они не такие, как все, они – незрячие.

Еще десять лет назад Сергей и подумать не мог, что его глаза никогда больше не увидят неба, солнца, глаз любимых…

Родился он в Смоленском районе. В семье их было трое: кроме Сергея, еще две сестры. После школы пошел в армию, служил во Владивостоке, в ВВС водителем. Отслужил, вернулся домой, женился, семья уехала в Белокуриху, Сергей стал работать водителем-дальнобойщиком. В общем, обычная жизнь обычного мужчины.

-Как получилось, что я ослеп? – спокойно спрашивает Сергей Степанович. – По роду своей работы попал в ДТП, обострился сахарный диабет, вследствие чего стало ухудшаться зрение. Потом начались долгие месяцы попыток восстановить зрение или хотя бы остановить прогрессирующую болезнь. Перенес операции на глазах, чтобы хоть частично оставить зрение. Но, увы, ничего не помогало, за четыре месяца я его потерял. Жена ушла. Из клиники меня забирала сестра Светлана, она привезла меня к маме в Троицкий район, где и сама проживает.

Паники после потери зрения у меня не было, но жалко было, был страх: как жить дальше? Заботиться о себе я пытался сам с самого начала, а вот поддержку с момента моей новой жизни, причем ощутимую и очень нужную, я получаю от сестры, ее мужа, мамы. Есть и друзья – семьи Татьяны и Константина Клоковых, Алисы и Андраника Мгдесян, которые тоже меня поддерживают. Они приходят в гости, если собираются на природу, обязательно приглашают меня. Первый человек, которого я встретил в таком же положении, как и я, то есть слепой, — это был Роберт Попов. Он мне рассказал о Всероссийском обществе слепых, отделение которого есть в Барнауле. Мы с ним связались, и благодаря этой организации у меня появилось специальное радио и флэш-плеер. У них есть очень большая и разнообразная библиотека, в которой я заказываю литературу на аудиокассетах и флэш-картах. Пробовал учиться читать по Брайлю, но мне не понравилось.

А еще Сергей Степанович нашел занятие, которое не просто понравилось, а увлекло его. Это массаж.

-Началось все с того, — вспоминает он, — что у мамы заболели ноги, и ей трудно стало передвигаться.

В свое время Тырышкин занимался тяжелой атлетикой, был призером чемпионатов Алтайского края, и знал, что при тяжелых нагрузках помогает массаж.

-Я стал растирать маме ноги, — рассказывает он. – И через несколько месяцев она встала, смогла ходить. Тогда в библиотеке я попросил литературу о массаже, у меня сестра – медик, многое подсказывала. И теперь я с удовольствием делаю массаж своим родным и близким.

Слепота не остановила жизнь Сергея – он старается быть активным, веселым и не унывать. По дому все делает сам.

-Правда, иногда – под чутким руководством сестры, — улыбается он. – Сажаю огород, полю и копаю картофель, сам снег чищу, баню топлю. Нам всего три года назад провели газ, а до этого сам колол дрова. Я же это делал, когда был зрячим. Наверное, пытался самоутвердиться – руки, ноги есть, так почему я не могу наколоть дров или принести воды из колонки… Страха перед улицей у меня нет, я могу и один ходить, но боюсь, что не я, а меня кто-нибудь из зрячих впопыхах толкнет и не заметит, поэтому стараюсь ходить с сопровождающим. Продукты мне приносит сестра. В свободное время занимаюсь гиревым спортом, так сказать, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме. Конечно, с потерей зрения многому пришлось учиться заново, ведь большую часть информации о внешнем мире человек получает через зрение. Вот простой пример: закройте глаза и попробуйте вслепую порезать хлеб. Говорят, что если блокируется один из органов чувств, то другие обостряются. Я так не считаю: осязание и обоняние у меня остались на том же уровне. Но появилось какое-то шестое чувство, что это – я не знаю, но при опасности оно срабатывает. Зато у меня сейчас развито воображение: если встречаюсь с незнакомым человеком, то я как бы мысленно представляю его и в большинстве случаев это совпадает с реальностью.

Я не чувствую себя инвалидом, не хочу мириться с тем, что слепой, и плакаться по этому поводу я тоже не буду. Конечно, не дай Бог никому такое пережить, но не надо опускать руки и позволять себе погрязнуть на дне стакана и бутылки. Кстати, у меня об этом даже мысли не было. Спасибо тем людям, которые не отворачиваются от меня и не считают инвалидом. Я такой же, как все, но чуть-чуть особенный.

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.