Деревянных кружев мастер

Моей давней мечтой было овладеть техникой резьбы по дереву. Честно сказать, первая попытка удержать в руках электролобзик закончилась полным крахом. Вместо прямой линии получилась этакая загогулина… Были и другие попытки, более-менее удачные. Впрочем, дальше пары примитивных фигур дело не пошло. Сказать честно – пыл быстро остыл. Но это обо мне, ленивой и неусидчивой… Что же касается мастеров-резчиков, то их работой могу любоваться часами. Об одном таком умельце и хочу рассказать.

У родного порога.

На окраине Боровлянки в окружении леса стоит дом. Этакий терем-теремок, не низок, не высок, в обрамлении деревянных кружев и с резным крылечком. Так и хочется спросить: «Кто-кто в теремочке живет?». Но спрашивать не буду, поскольку путь к теремочку держали целенаправленно, чтобы познакомиться с его хозяином, Анатолием Васильевичем Яновым, деревянных кружев мастером – именно такую характеристику дали ему местные жители.

Восток – лучший учитель

-По дереву режу, можно сказать, с раннего детства, — рассказывает о своем увлечении Анатолий Васильевич. — Еще мальчишкой любил наблюдать, как отец с деревом работает. Он мастер знатный был, даже лыжи сам делал. Так вот, отец что-нибудь мастерит, а я сяду в угол на верстак и смотрю, как стружка летит от фуганка. Для меня любимый аромат, лучше всяких духов-одеколонов, – это запах свежей стружки. В школе кружки посещал по столярному и слесарному делу. В общем, учился везде и понемногу, да и учителя всегда хорошие были. Но самым лучшим, не в обиду родным краям, оказался Восток. А попал я туда самым наипростейшим способом – призвали служить в ряды Советской Армии. До службы я, как и многие, искусство Востока связывал с камнем и металлом. А в Самарканде, где проходила служба, убедился, что таких талантливых резчиков по дереву, как там, встретишь нечасто. Какие шикарные вещи делают местные мастера! Глаз не оторвать.

Остался в Самарканде на сверхсрочную, женился, а после службы устроился работать в Горремтрест. Параллельно занимался любимым делом, учился у узбекских мастеров всевозможным хитростям работы с деревом.  Честно сказать, именно в Узбекистане я и стал мастером этого дела. На Востоке резьба по дереву – ремесло очень древнее. Люди передают секреты мастерства из поколения в поколение. А инструмент? У нас и в помине не было того, что можно было приобрести для работы в Самарканде.  Например, та же маятниковая пила, или лобзик по-современному. На Алтае в то время о таких инструментах могли только мечтать…

Не усадьба – сказка!

О своем увлечении Анатолий Васильевич рассказывает интересно, с любовью. И не просто рассказывает, показывает альбом с фотографиями, где запечатлены как изделия восточных мастеров, так и его собственные. Хотя, честно сказать, и без снимков можно убедиться, что он мастер золотые руки.  Мебель в доме  сделана им самим. Не отказывает и односельчанам, желающим воспользоваться его услугами. А мебель он делает –  позавидуешь.  Сплошной эксклюзив, фирма отдыхает!

-Я и дочкам, а их у меня три, в приданое самолично кровати сделал, и племяннику на свадьбу подарил (судя по фото, именно на такой кровати и спала сказочная Шехерезада!). А что касается дома, так до него-то у меня руки и не доходят, недаром говорят, что сапожник без сапог (ну, здесь-то Анатолий Васильевич явно скромничает). Вот я односельчанину, Дмитрию Кротову, сейчас дом и надворные постройки оформляю, так там есть на что посмотреть!

Мастер не обманул, да я и не сомневалась. Усадьба Кротовых – самый настоящий шедевр деревянного зодчества. Как сам дом, так и все хозпостройки – сплошной узор из кружев. Не усадьба, а сказка! Смотришь на такой дом, играющий на солнышке завитушками кружев, и кажется, что все вокруг такое же красивое и сказочно доброе. Спасибо мастеру за красоту!

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.