На окраине района…

Поселок Клюквенный находится в 18 километрах от федеральной трассы, и инфраструктура здесь представлена весьма бедно. В распутицу сюда добраться не так-то просто, и эти километры кажутся бесконечно долгими, ямы на дороге – одна другой больше и глубже, и о проблеме с дорогой нам в первую очередь будут говорить местные жители. Но обо всем по порядку.
В самом поселке проживает около 40 человек. Здесь нет магазина, аптеки, школы, автобусного сообщения, нет детей и молодежи, на улицах не встретишь людей, которые куда-либо спешили. Поселок похож на небольшой хутор на окраине района. Те, кто мог, отсюда уехали, и приезжих здесь давно уже нет. Хотя четыре года назад именно сюда переехала из Барнаула семья Зяблинцевых. Что подтолкнуло их поменять город на практически отшельническое место жительства?

«Директор зоопарка»
Когда мы разыскивали Зяблинцевых, местные жители сказали: «Да они, наверное, пошли в гостиницу», — и указали дорогу. Стало интересно: что за гостиница такая?
Возле двухквартирного дома нас встретил сам хозяин, Геннадий Алексеевич.
-Вот, заходите, посмотрите на мой гостиничный дом. Скоро баню дострою, и вообще пятизвездочный отель получится, – улыбается он.
Оказалось, Зяблинцев выкупил одну половину дома и решил размещать здесь гостей с комфортом.
Сам он родом из этих мест, родился в Гордеевском, с пяти лет приучался к охоте. Потом судьба забросила его в Барнаул, а затем и еще дальше: семь с половиной лет они с супругой Еленой прожили в Германии, но вернулись, не по душе им пришелся немецкий образ жизни. Захотелось Геннадию Алексеевичу вновь окунуться в сельскую жизнь. Купили дом на его родине, но опять душа была неспокойна, и тогда приняли решение перебраться еще дальше, так и оказались в Клюквенном. Хотя в городе была и есть квартира и своя строительная фирма, но все-таки мечта детства переборола все, и жена поддалась на уговоры. А хотелось Геннадию Алексеевичу жить в гармонии с природой, и сейчас у него, директора ООО «Алтайсельхозпродукт», 27 гектаров охотугодий. У фирмы есть свой сайт для желающих отдохнуть и поохотиться. Охотугодья находятся на территории соседнего, Косихинского района, а база – в Клюквенном.
-Но, – сразу предупреждает хозяин, – билетов на охоту мы выписываем крайне мало, жалко бить дичь. Мои друзья в шутку называют меня директором зоопарка. Они, матерые охотники, вместо ружей зачастую берут фотоаппараты, когда едут ко мне. Нередкие гости здесь и орнитологи, которым есть на что посмотреть – у нас очень много краснокнижной птицы. Например, гнездится черный аист и обитает ястребиная сова. Ее в наших местах видели в 1938 году, и то она была здесь пролетом. Когда об этом узнали сведущие люди, они, конечно, не поверили. Помню, приехала группа с фотографом, который в силу своей профессии очень много путешествовал по свету, и его мало что могло уже удивить, он был всегда серьезен. Но когда он поймал в объектив своей камеры эту сову и ее место обитания, просто поменялся в лице, такую радостную улыбку нечасто увидишь.
В угодьях сейчас есть лоси, сурки, медведи, барсуки и лисицы, заходят рысь, кабан, косуля, а птиц – тех и не счесть. Одно время в эти места заезжали браконьеры, но сейчас таких охотников не стало. Гостям же с добрыми намерениями здесь всегда рады.
-Если приезжают охотники, то не на один день, – говорит Геннадий Алексеевич. – А дома как-то хлопотно принимать гостей, тем более малознакомых. Поэтому мы с женой решили оборудовать условия для нормального времяпрепровождения приезжих. Купили часть дома, привели в приличный вид, обставили всем необходимым для проживания, есть ванна и теплый туалет, вот еще баню достраиваю, чтобы уж, как говорится, комфортно отдохнуть. Они нас не стесняют, а мы – их.
Специально для более легкого передвижения по снегу хозяин охотугодий приобрел снегоходы и лыжи. Единственное, о чем он печалится, — не может найти толкового помощника по хозяйству.
-Нет в округе человека, который мог бы у меня работать егерем, – сетует Г.А. Зяблинцев. – В перспективе хочется и конные туристические маршруты проложить, и ипподром сделать, чтобы и дети, и взрослые смогли с лошадьми общаться. У нас ведь здесь еще что хорошо – почти нет комара, это отмечают и городские гости.
Начинается день у супругов Зяблинцевых с полпятого утра, а заканчивается ближе к полуночи. Практически ежедневно Геннадий Алексеевич бывает в лесу, где проверяет солонцы и общается с природой. Дома его ждет тоже немалое хозяйство: девять лошадей, к которым он не равнодушен с детства, сорок баранов, козы, индюки, гуси.
-В принципе всем необходимым нас обеспечивает хозяйство. Молоко, сыр, творог – все свое, домашнее, – говорит хозяин. — Я к коровьему молоку вообще был равнодушен, и кофе всегда пил только черный, так как считал, что молоко перебивает его вкус. Даже когда у нас появилась коза, я это молоко тоже не употреблял, а потом попробовал добавить его в кофе, и он ничуть не потерял свой вкус, и теперь пью кофе только с козьим молоком.
Говорить о том, что хлопоты с домашним хозяйством отнимают много времени, я бы не стал, – рассуждает далее Геннадий Алексеевич. — Уже выработан определенный ритм действий. Поэтому домашняя живность вообще не в тягость. Все любят ласку, а животные особенно ее чувствуют, поэтому при виде нас с женой они со всех ног мчатся к нам.
А жена Елена добавляет:
-Вот видите, четыре гуся, которых мы брали специально, чтобы на Новый год заколоть, и вот скоро еще один Новый год, а они у нас до сих пор по двору ходят.
Автомобиль для семьи не просто средство передвижения, а необходимость. В случае нужды всегда можно доехать или до райцентра, или до города.
-Стараемся пореже выезжать, отвыкли уже от людской суеты, – говорит Елена. — Если раньше я ходила в магазин с намерением что-то посмотреть и, возможно, купить, а может быть, и подумать, взять или нет, то теперь у меня есть точный список необходимых вещей, которые я должна приобрести. Мы уже к этому привыкли.
Пока мы разговаривали, подошла соседка, Наталья Геннадьевна Першина. На вопрос, как здесь живется, ответила:
-Все хорошо, только бы дорогу отсыпали. С водой и электричеством перебоев нет. Хлеб сами печем, у многих еще русские печки остались, от которых тепло долго держится. Летом у нас, конечно, повеселее: ко многим внуки в гости приезжают, а зимой, как стемнело, все двери закрывают и сидят все вечера возле телевизоров. Почту нам привозят из Гордеевского, я знаю, что у нас девять человек выписывают районную газету, а еще «Печки-лавочки» и «Самобранку», вот, пожалуй, и все.

Сначала были вокзальные, а теперь старожилы
Надежда Павловна и Сергей Иванович Гулак обосновались в поселке Клюквенном в 1991 году, а до этого проживали в Ташкенте. Потом сестры Надежды Павловны переехали в Бийск, а затем и сюда, и она потянулась за ними.
-Когда мы приехали, здесь было хорошо, – вспоминает она. – Автобус ходил, дома строили, магазины были, школа работала. У нас была девятилетняя школа, где я сначала работала учителем русского языка и литературы, а потом стала ее директором. В 2010 году ее закрыли.
Сергей Иванович 12 лет отработал лесником, а потом сварщиком на отделении, сейчас помогает фермерам с ремонтом техники. Второй срок является депутатом Гордеевского сельсовета.
-В принципе у наших сельчан вопросов ко мне как к депутату возникает немного, – отмечает Сергей Иванович. -Бывают такие, которые стараемся сразу решить на месте, например, скотина к кому-то зашла в огород, или обращаются ко мне за консультацией, куда пойти, чтобы взять какой-то документ. Прошлым летом мы всем селом огородили кладбище. Материал нам привезли, нужны были рабочие руки, и мы организовали субботник, сначала вывезли весь мусор, а потом сделали забор.
Магазин у нас содержать сейчас нерентабельно, местных предпринимателей, которые взялись бы за это дело, нет, а кому-то сюда ездить накладно. Как мы обходимся без него? Да уже привыкли. Если мы с женой собираемся ехать либо в Гордеевский, либо в райцентр, нам соседи дают списки необходимых им продуктов, и мы покупаем или берем с собой односельчан. У некоторых дети, когда в гости едут, закупают все нужное. Так и выходим из положения. Летом попроще добираться хотя бы до трассы, так как ездят машины фермеров, которые могут подобрать попутчика, а зимой – тишина. Еще нас очень волнует состояние дороги, в распутицу она и так раскисает, а еще грузовики колеи наделают, и на легковой машине уже не проедешь. Когда у нас на отделении была общественная баня, то мы ее разбирали и кирпичами засыпали дорогу, а сейчас уже и разбирать нечего.
У четы Гулак трое детей и шестеро внуков, дети все разъехались. Сын стал военным, одна из дочерей вышла замуж за военного, а жизнь у военнообязанных – куда пошлют, там и дом. Но детям очень нравится здесь отдыхать, здесь и вода вкуснее, и воздух свежее. Хоть и зовут они родителей к себе в города, но те пока не спешат покинуть этот уголок земли, ставший родным.
-Мы когда только приехали, нас в селе почему-то звали вокзальными, – вспоминает Надежда Павловна. — А теперь уж мы считаемся старожилами. Держим скотину, есть корова, овцы, куры, поросята, пчелы. Себя обеспечиваем, а у нас здесь по-другому нельзя, летом ходим в лес за грибами-ягодами, делаем заготовки для себя и для детей. Внуки в нашем доме частые гости, мы с дедом очень радуемся, когда они у нас гостят.
Для души хозяйка занимается разведением цветов, на подоконниках у нее растут лимоны, мандарины и гранаты, а в палисаднике есть виноград – восемь сортов!
-Природа у нас замечательная, весной выглянешь в окно – косогор весь желтый от цветов, – говорит Сергей Иванович, — потом он становится белым от цветущей земляники, красота! У нас такое разнотравье, что коровы дают очень вкусное молоко. А какие раньше были стада! По три человека стадо пасли и удержать его не могли…
Сергей Иванович с интересом следит за событиями в стране и в мире.
-Уважаю политику Путина, – отмечает он, – потому что, несмотря на все события, происходящие сегодня, он держит на должном уровне престиж нашей страны и ведет правильным курсом.
Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.