Простой и великий

Памяти моего Учителя Юрия Сергеевича Булыгина посвящаю.
В который раз прохожу по знакомой улице и сворачиваю по извилистой тропинке в уютный дворик. Набираю на домофоне №16 и захожу в открывшуюся не сразу дверь, не дожидаясь вопроса. Знаю, что в квартире на четвертом этаже меня уже ждет седая женщина, улыбаясь и плача одновременно. Взволнованно окидываю взглядом хозяйку заветной квартиры: если встречает меня в халате, значит, чувствует себя неважно, а если успела принарядиться да еще и губы подкрасить, значит, сегодня хороший день… И вот мы уже сидим с ней на крошечной кухне за столом, заставленным всякими сладостями, весело шумит чайник, что-то греется в микроволновке, а она расспрашивает меня о моих делах и тут же делится со мной наболевшим, потому что разделить свои горести и радости практически не с кем: сын целыми днями занят работой, внук еще очень мал, а подружек уже почти не осталось… Хорошо еще, что коллеги Юрия Сергеевича иногда заходят, недавно вот новую книжку про университет принесли. А все, что связано с университетом, связано для нее с любимым супругом. Воспоминания о нем – самые грустные и самые светлые. Как работу свою любил, за студентов переживал, но не мог и дня прожить без жены и сына. До сих пор помнит Людмила Петровна наизусть стихи, которые муж посвящал только ей. Как скромен был и неприхотлив в быту, никогда машины своей не имел и квартир не менял. А какой был прекрасной души человек!
В моей жизни тоже многое связано с Юрием Сергеевичем. И навсегда в памяти первая встреча с ним.
…Я стою в вестибюле АГУ посреди разномастной и шумной толпы абитуриентов. Но вдруг все как-то резко затихают и расступаются, чтобы дать дорогу невысокому человеку в светлом костюме с красивыми седыми волосами и черными усами, в очках и с тростью в руке. И такое благородство во всем его облике, в строгом и одновременно добром лице, что становится сразу понятно: вот идет настоящий ученый. Могла ли я хотя бы предположить, насколько тесно сведет меня с ним судьба? А если бы кто-то тогда мне сказал, что он – мой земляк и мы с ним окончили одну и ту же школу, я, наверное, в это просто не поверила бы. Он казался каким-то нереально благородным, как будто спустился со страниц романа «Два капитана». Не знаю, откуда пришло ко мне это сравнение, но почти 20 лет спустя я узнала, что в школьные годы Юра мечтал о «мореходке», и лишь слабое зрение помешало осуществить заветную мечту. Книги о морских путешествиях и модели кораблей, собранные своими руками, всегда присутствовали в его комнате, порог которой я впервые переступила много лет назад, когда мой научный руководитель по состоянию здоровья не смог ходить на работу в университет. Многие студенты-дипломники бывали у Юрия Сергеевича и знали о его проблемах с сердцем, хотя мы не догадывались тогда, насколько это серьезно. Помню, как 22 декабря, в день его рождения, пришли к нему в больницу с букетом красных гвоздик. А он был не столько обрадован, сколько смущен таким вниманием к его персоне. И о том, что сын его, школьник Сережа Булыгин, уже решил, что станет врачом, чтобы вылечить папу, мы тоже тогда не знали. А ведь именно благодаря им, жене и сыну, продлилась жизнь выдающегося ученого и прекрасной души человека. Мне бы хотелось говорить сегодня о нем именно как о Человеке. Но нельзя не упомянуть тот факт, что наш земляк Юрий Сергеевич Булыгин, окончивший с отличием Томский университет, стоял у истоков создания АГУ, занимал должности декана и даже проректора, был прекрасным преподавателем, вел огромную исследовательскую работу, издал несколько книг и более 150 научных статей. Наиболее известная его книга, «Первые крестьяне на Алтае», изданная еще в 1974 году, не утратила своей научной ценности и в наши дни. Старейший преподаватель АГУ А.В. Шестаков, отметивший в этом году свой 100-летний юбилей, посвятил Юрию Сергеевичу следующий экспромт:
В научном аспекте все больше и шире
Его занимают крестьяне Сибири.
Его увлекают сибирские темы.
Он может писать о Сибири поэмы.
В ходе изучения истории заселения Алтая Юрий Сергеевич не обошел стороной и свой любимый Троицкий район, где прошли его детские годы, хотя родился он в Бийске. В книге «Мое родное Большеречье», изданной к 80-летию района, есть его научная статья «Освоение русскими крестьянами бассейна и окрестностей Большой речки в 18-19 столетиях». В одном из писем он просил: «Если можно, узнайте, как сейчас называется поселок 2-й участок Южаковского леспромхоза. Выбирать из тех, что в Южаковском сельсовете: п. Ленинский, п. Лесной, п. Многоозерный. Там я учился во 2-3-4 классах, жил в годы войны».
Позже семья Булыгина переехала в Троицкое. Его имя можно найти в списках выпускников в летописи Троицкой средней школы №1. Юрий Сергеевич всегда мечтал еще раз побывать в любимых местах. Он тепло вспоминал своих троицких учителей, помнил фамилии многих одноклассников. Ведь недаром коллеги называли его память «компьютерной». К сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться. Но частично их осуществила семья Юрия Сергеевича, которая с радостью приняла приглашение приехать на День науки, посвященный памяти ученого. На сцене актового зала администрации района стоял портрет совсем молодого Юрия Сергеевича, а среди почетных гостей были его вдова Людмила Петровна, родной дядя Борис Павлович и, конечно, сын Сергей Юрьевич, врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, как две капли воды похожий на своего отца в молодости. В тот день гости не сразу уехали домой. Мы долго ходили с ними по улице Комсомольской в районе РДК, где предположительно когда-то стоял дом Булыгиных. И хотя поиски наши не увенчались успехом, все остались довольны этой маленькой экскурсией в прошлое.
Гости приехали не с пустыми руками. Они передали в дар краеведам из клуба «Ариадна» несколько книг из личной библиотеки Ю.С. Булыгина, а чуть позже мы получили просто бесценные подарки – печатную машинку Юрия Сергеевича и модель парусного корабля, собранную им еще в школьные годы. В архиве нашего клуба хранятся стихи и рисунки ученого, которых у него накопилось немало. Ведь лучшим отдыхом он считал смену деятельности. Возможно, именно в этом – секрет его удивительной работоспособности. И еще, конечно, в безграничной любви к науке всех наук – истории. И как актуально звучат сейчас его слова: «Видеть в прошлом и настоящем надо, конечно, все: и хорошее, и плохое. Но тяготение к хорошему, светлому – это признак душевного здоровья. На мой взгляд, не может научить истории, привить любовь к родной истории тот историк, который способен видеть в прошлом только плохое, черное. В нашей истории, как бы ни чернили ее некоторые писатели и публицисты, все-таки много хорошего».
Без ложной скромности Ю.С. Булыгина можно считать нашим наставником в вопросах краеведения. Одно из его писем содержит подробные рекомендации по организации краеведческой работы в школе, а некоторым нашим ученикам посчастливилось даже побывать на консультации Юрия Сергеевича. К сожалению, это была наша последняя встреча. И этот рассказ, посвященный памяти моего Учителя Юрия Сергеевича Булыгина, мне хочется закончить, вновь обратившись к стихам Анатолия Васильевича Шестакова:
Извечен в мире бой за торжество добра,
За красоту мечты и глубину познаний…
К могилам памятным пора, друзья, пора! –
Нам принести венки воспоминаний.
Светлана КУДИНОВА.

Из поэтического творчества Ю.С. Булыгина

Здесь, у Черного моря, рядом с крымской сосною,
Я, с тоской своей споря, эту песню пою.
Пусть летит моя песня над морскою водою
И любимой расскажет все, что в сердце храню.
Пусть летит моя песня через Крымские горы,
Мимо Волги чудесной, вдоль казахских степей.
Долетит моя песня сквозь любые просторы
До родного Алтая, до любимой моей.
Пусть ей песня расскажет: этой южной красою
Я не так очарован, как ее красотой.
Пусть ей песня расскажет: небеса надо мною
Не сумеют сравниться с глаз ее глубиной.
Крым – Ливадия. 1959 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.