Вдали от шума городского…

В который раз убеждаюсь: чем дальше человек от большого города, чем меньше у него доступа к всевозможным благам цивилизации, тем… человек чище и добрее.

 Представить сегодня свою жизнь без нормально работающей сотовой связи, Интернета, магазинов по соседству, в которых есть все, ну, или, по крайней мере, все необходимое, обыкновенного крана с водой в доме и самой простой машинки-автомата, пожалуй, будет трудно основной массе наших сограждан. Я не говорю об аптеках, больницах, детских садах, библиотеках и прочем… А здесь люди живут, радуются солнцу и шикарной природе вокруг, надеются исключительно на собственные силы и верят, что их поселок вновь будет многолюдным и перспективным.

 Зато мужики не пьют!

 В поселке Ленинском сегодня насчитывается 30 дворов, в которых живет 61 человек. Замок на входной двери здесь редкость, уходя из дома, местные приставляют к дверям «сторожа» – обыкновенную палку, знают, что свои не бедокурят, а чужой не войдет. Да и нет здесь чужих – все друг друга в лицо знают, и каждый новый человек в глаза бросается.

 Молодежи в Ленинском совсем не много, всего четыре так называемые молодые семьи. Не может похвастаться поселок ребятишками – их здесь всего восемь, самые «взрослые» учатся в школе, а самым юным, Оле Назаренко и Матвею Животягину, в апреле исполнится по четыре года. А вот пенсионеров – аж 27, шестеро из них имеют почетное звание «Ветеран труда». Из учреждений соцкультбыта в поселке лишь школа и почта, каких-либо предприятий здесь нет.

 Рабочих мест в поселке всего четыре – два педагога и техничка, она же истопник, трудятся в местной школе, да есть еще начальник почтового отделения (по совместительству продавец и добровольный почтальон). Вот, пожалуй, для самого поселка и все. Но поскольку деньги все же необходимы, работу местные ищут на стороне. Несколько мужиков работают с весны до осени в крестьянском хозяйстве Сергея Солосина из поселка Беловского, еще один постоянно трудоустроен в «Альфе». Основное же занятие местных – это работа на личном подворье, рыбалка, в сезон – грибы-ягоды. Селяне держат овец, свиней, КРС. Корова, да не одна, есть в каждом дворе, где в силу возраста и состояния здоровья хозяева могут за ней ухаживать.

 -Нормально мы живем! – говорят мне собравшиеся в школе женщины, а я, если честно, изумляюсь их оптимизму. Ну, как можно жить нормально, когда нет возможности в любой момент позвонить родственникам (связь работает через раз), купить элементарные штаны-носки или тот же анальгин от зубной боли? – Зато у нас мужики не пьют, как в других селах, у нас самый настоящий здоровый образ жизни! Рыбалка, которая какой-никакой доход приносит, летом-осенью неплохо зарабатываем все на грибах-ягодах, лекарственных травах, папоротнике, за сезон можно в пределах 50 тысяч в лесу только на грибах заработать, главное – не лениться. Одно плохо – нет постоянного пункта для приема сырья. Работают в основном мужчины на сезонных работах в лесосеке да еще у беловского фермера. Скотину многие держат, молоко хорошее, творог, сметана, мясо, но вот опять же бывает, что некуда нам излишки девать, никто не принимает, далеко живем. А если и заезжают залетные купцы, то цену на мясо дают просто смехотворную, пользуясь тем, что больше продать некому. Выход один – возить по пятницам на базар в Боровлянку, что некоторые и делают, у кого транспорт есть. Вообще проблему с транспортом решаем, как, наверное, и везде: собираемся по нескольку человек, складываемся на бензин – и в путь!

 -А как же вы без постоянной медицинской помощи обходитесь? У вас ведь даже фельдшера в поселке нет. А вдруг кого прихватит?

 -Если кто заболеет, то вызываем доктора из Беловского. Честно сказать, раньше к нам постоянно врач для осмотра приезжал, но на прием к нему почти никто не ходил. Да и негде сегодня прием устраивать… Так что если прихватит, звоним в Беловский (опять же, если связь есть, в последнее время «хандрит») и ждем помощи оттуда.

 Проблема со связью – пожалуй, самая наболевшая у местных. И вышка по соседству есть, и поначалу работала, как часы, но с декабря начались неполадки, которые до сих пор не могут (или не хотят) устранить. В итоге жители маленького лесного поселка бывают просто-напросто отрезаны от мира.

 -Нам бы связь отрегулировали, а с остальным мы справимся. Наши люди привыкли работать!

 Нет, оптимизм нашего народа неиссякаем, такой энтузиазм и веру в светлое будущее встретишь редко.

 Обычная школа… для двух учеников

 Ленинскую школу впору заносить в Книгу рекордов Гиннесса. По правде сказать, де-юре школы поселка Ленинского уже не существует – ее присоединили к Беловской. А вот де-факто школа есть и работает в обычном, свойственным всем российским школам, режиме. Здесь тоже звенит звонок – самый что ни на есть настоящий, старинный колокольчик, проводятся занятия по всем предметам и внеклассные мероприятия, есть ноутбук и компьютер, даже установлена строгая школьная форма, организовано буфетное питание. Только вот все это – лишь для двух учеников: четвероклассника Кости Животягина и семиклассницы Марины Назаренко. Есть, правда, здесь еще один «вольнослушатель» – кот Котофей, оставшийся от бывших хозяев… Предвижу вопрос: это о каких таких хозяевах идет речь? А дело в том, что с осени занятия проводятся в стареньком частном доме, состоящем всего из пары комнаток и кухоньки и арендуемом у уехавших из Ленинского жителей.

 По четвергам школьный коллектив «значительно» увеличивается – на занятия приходят будущие первоклассники Настя Баева и Аленка Сорокина, а это значит, что уже на следующий учебный год в школе будет четыре ученика (старичок Котофей не в счет). И на слуху, что в Ленинский собирается переехать еще одна молодая семья, вроде как городской климат не на пользу их ребенку, так что, возможно, горожанин станет пятым учеником местной школы.

 На каждого ученика в школе приходится по учителю (ну, или, наоборот, это уж кому как нравится). С Мариной занимается Наталья Ивановна Карасева, она же преподает ребятам рисование. Учитель Кости – Марина Александровна Лопухина, которая ведет у ребят немецкий, физкультуру и труды. Маты для физкультуры расстилают здесь же, в классе, убрав в сторону парты. А на трудах Костя и Марина с одинаковой ловкостью управляются с ниткой и иголкой, последнее изделие ребят – кухонные фартуки. Так что к подшиванию армейских подворотничков Костя готовится уже сейчас.

 Бытует мнение, что в маленьких сельских школах ребята получают недостаточно знаний. Эту псевдотеорию опровергают вчерашние выпускники школы в Ленинском. В 2013 году школу окончили три девятиклассника. Ваня Баев сегодня продолжает получать среднее образование в Загайновской школе, и свои знания он не только благополучно подтвердил, но и занял первое место в олимпиаде по биологии среди учеников бийской зоны. Домой Иван приезжает только на выходные и каникулы, все остальное время живет на квартире в Загайнове. Тимофей Ставицкий после окончания девятого класса поступил в одно из бийских училищ. По отзывам классного руководителя, базовые знания, полученные мальчиком в школе, достойные. Учеба дается Тимофею легко, а недавно он как лучший ученик побывал на слете отличников в краевой столице. В училище, но уже Буланихинском, получает профессию продавца третья из последних выпускников – Анюта Ефимец. О том, что в школе ребята получают хорошие знания, говорит и то, что несколько лет назад ученица Виктория Ситникова заслужила премию губернатора Алтайского края за отличную учебу. Сегодня Вика – студентка педагогической академии им. Шукшина.

 -Пока дети в поселке есть – будем их учить! — в один голос заявляют педагоги.

 Да… Сегодня во время переменки ребятам не побегать по просторному коридору старой школы, нет возможности организовывать и проводить большие мероприятия, в которых раньше принимали участие все селяне, – школа была культурным центром поселка, куда собирались все от мала до велика на всевозможные капустники-концерты. И все же главное, что школа жива, занятия идут, пусть и в двух маленьких комнатках, под мурлыканье Котофея – своеобразного оберега этого «храма знаний».

«А нам здесь нравится!»

 Ленинская почта – это не только место, где можно открытку отправить и газету выписать, но и купить самое необходимое для хозяйства, вроде спичек, соли, масла. Попав внутрь крохотного помещения, сразу и не сообразишь, почта это или магазин, большую часть занимают прилавки с товаром. Внутри довольно прохладно. Уголь есть, есть и дрова, но они сырые, и заведующей приходится изрядно помучиться, прежде чем удастся затопить печку.

 С июля прошлого года «хозяйством» заведует Надежда Дмитриевна Чернышова, переехавшая в Ленинский из Бийска. Поначалу они с супругом не планировали обосноваться в поселке, приобрели домик себе под дачу, но… Прожив несколько лет в Ленинском в роли дачника, муж заявил: «Пускаем корни здесь!». И вот уже пятый год супруги постоянно проживают в поселке.

 Надежда Дмитриевна работает на два почтовых отделения – Ленинское и Южаковское, а вот почтальонка есть только в Южаках, в Ленинском почту разносит по домам раз в неделю сама заведующая (хотя ей за это и не платят). Дорогу чистят аккурат до почты, чтобы машина с товаром и корреспонденцией проходила, а вот дальше – это уже как получится.

 Жители ровно половины дворов поселка регулярно выписывают районку, несколько человек читают  «Аргументы и факты», «Жизнь», «МК на Алтае», «Охотник и рыболов Сибири», «Моя семья». А вот письма от родных и знакомых в почтовые ящики почти не опускают, а приходят в адрес поселка все больше письма заказные, на конвертах в графе с обратным адресом указаны данные какого-либо суда или банка. И самое интересное, что приходят они в адрес людей, которых в поселке или совсем не знают, или уже не помнят, да еще на улицы, которых здесь и в помине не было. Вот такой казус!

 Для продажи в розницу тоже привозят на почту газеты-журналы, но покупают их плохо. И не потому, что читать не любят или не хотят. Дело в отсутствии у населения лишних денег. Плата за электроэнергию, кредиты, переводы и пенсии – все это здесь, на почте, и под будущую пенсию отовариваются многие пенсионеры. За воду в Ленинском не платят, но не спешите ехать туда с проверками – просто в каждом дворе здесь свой колодец. А вот чтобы поменять опустевший газовый баллон на полный, нужно ехать аж в сам райцентр. Проблемно с оформлением документов на жилье, пропиской, существует неразбериха с платежами за электроэнергию по квитанциям, присылаемым адресатам, – и это еще проблемы, о которых мне рассказали собравшиеся на почте жители.

 -Эх, чего только нам перед выборами кандидаты не обещали! – рассказывают женщины. – И откормочные площадки взамен порушенного сельского хозяйства, и производство всякое-разное открыть. А как только выборы проходят, мы тех кандидатов и не видим больше. Да что кандидаты, у нас и районная-то власть – гость крайне редкий. Правда, предложили нам переселяться, искать жилье где-нибудь «поближе к людям», да только на какие такие деньги мы его купим, жилье-то это? Да и любим мы свой поселок, не нам нужно предлагать уезжать, а сделать все для того, чтобы к нам люди приезжали. Поглядите, какая здесь природа, какой воздух! Ребятишки почти не болеют. А рыбаков-то сколько на озере, речке! Так неужели нельзя на наш поселок внимание обратить?

 Легко ль живется молодым?

 Как было сказано, в Ленинском всего четыре молодые семьи. Одна из четырех – Сорокиных, Насти и Николая да их ребятишек, шестилетней Аленки и четырехлетнего Никиты. Сорокины по праву могут считать себя коренными жителями Ленинского. И Настя, и Николай родились и выросли в многодетных семьях, у Насти три брата, а родители Николая воспитали пятерых сыновей.

 Домик, в котором живет молодая семья, небольшой да и совсем не новый, приобрели его супруги на средства материнского капитала. Настя – домохозяйка, занимается воспитанием детей, вместе с супругом ухаживает за скотиной. Николай – один из тех, кто работает в крестьянском хозяйстве беловского фермера Сергея Солосина, ну, а зимой, как и большинство мужиков, промышляет рыбалкой. Вот и в день нашего визита в Ленинский Николая мы застали на пороге – готовил снасти к походу на озеро.

 Скотинки в сарае немало – две коровы, овцы, на лето берут поросят. С сеном, кормами проблем нет – обеспечивает работодатель. Солосину вообще жители поселка благодарны за то, что по первой просьбе фермер посылает машину с кормами, и жители могут их купить, не выезжая из Ленинского.

 -Без работы молодым не выжить, — делится Настя. – Огородом и одной только скотиной не прокормишься. Надо и в дом что-то купить, и, самое главное, детей обеспечить, выучить. За вещами мы ездим в райцентр, у нас ничего не купишь, пенсионеры донашивают старое, а нам как? Машины с вещами приезжают в поселок только летом.

 Как и большинство живущих в Ленинском, Сорокины очень любят поселок и считают, что уезжают люди исключительно от безысходности.

 -Если бы у нас открыли хоть одно их обещанных производств, люди бы не уезжали, – продолжает Настя. – Я помню, как у нас здесь фермы работали, скот выращивали, конюшня была, а сейчас только воспоминания от тех ферм остались, хотя муж мой еще успел там поработать. Нам предлагают: ищите себе жилье и уезжайте! Но какой смысл срываться с нажитого места, если этого самого жилья нам не купить? Один из чиновников предложил мне, мол, уезжайте в Боровлянский или Зеленую Поляну, снимайте жилье. Вот только смысла я не вижу. В том же Боровлянском школы нет, а у нас работает, и мы надеемся, что ее не закроют. Ну, а пока школа есть, будем жить здесь. Опять же, снимать жилье – так за него платить нужно, а значит, часть средств уйдет на аренду. В Ленинском же у нас свой дом. А вообще, знаете, успокаивает то, что мы живем не хуже других: работа у мужа есть, хозяйство держим, скоро вот вторая коровка отелится, еще было бы, куда излишки сдавать! Ну, а переедем, как другие, в город или райцентр – и что? В садик младшего не устроишь, а значит, мне сидеть дома. Работу высокооплачиваемую мужу тоже вряд ли удастся найти, что заработает – нужно будет отдавать за съемное жилье. Так что получается замкнутый круг. Нет уж, пока есть хоть какая-то надежда, жить будем в Ленинском. Может, все же найдется человек и откроет у нас маломальское производство! Любим мы свой поселок, нам здесь хорошо, дышится легко… Недавно услышала мнение, что наш Ленинский – как заноза в одном месте. Да не заноза наш поселок, и мы, живущие в нем, не занозы и не лишние. Не наша вина, что все здесь развалили-разворовали…

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.