Воспоминания, воспоминания… Сколько их накопилось!

Спозаранку, по бездорожью, отправляюсь в поселок Октябрьский. Здесь у дочки Нины Петровны Титовой живет Мария Павловна Конихина. 19 марта ей исполнилось 85 лет.

Воспоминания начинаются с юности, с военного времени. В первые дни войны старшего брата забрали в армию, и все хозяйство и огород в 40 соток, который копали лопатами «достались» троим младшим детям. Мама Марии Павловны, Ксения Семеновна (родом из Верх-Бобровки), вышла замуж в Петровку за бедного, но строгого – что скажет, то и исполняй, — но она не обижалась, жили хорошо, дружно. Работали до войны в колхозе «Вторая пятилетка». В 13 лет Мария вместе с сестрой по ночам на тележке дрова возили. Днем не разрешали даже веточку подобрать. Позднее старшая сестра, Анна Павловна Мартынова, работала в Троицком учительницей. А в колхозе исполняли различные работы: пололи, снопы вязали, копны на лошадях возили. Все посадки вдоль железнодорожной линии посажены петровскими парнями и девушками. Старший брат был пять раз ранен, вернулся с фронта в 1946-м году.

Отец участвовал в боях за Ленинград, погиб, попав в окружение. Товарищ (из Бийска) позднее сообщил, что отец погиб в 1943 году, похоронен в братской могиле в Колпино-Пушкино Ленинградской области. Мария Павловна ездила со снохой в Колпино-Пушкино, нашли братские могилы, поплакали, положили веночек к обелиску.

Муж Марии, Петр Васильевич Конихин, пришел с войны в 1946-м году, поженились в 1948-м. Муж был из бедной семьи. Сейчас никто даже и представить себе не может, что у молодой семьи не было не только кровати, но даже, на первых порах, кружки и ведра. Сначала приютила тетя в Петровке, потом переехали в барак (я помню, мы тоже жили в таком «едином общежитии» с соломенной кровлей, и снег зимой в комнату летел). Легли спать на мешки на полу, а под утро Петр будит молодую жену: «Ложись на кровать». За ночь деревянную кровать сделал.

В 1955-м году переехали на МТФ – будущую (а теперь уже бывшую) птицефабрику «Октябрьская». Своими руками построили домик. Когда стало тесно (родились дочка и три сынка), построили новый дом. Все своими руками – и бетон мешали, и бревна таскали.

Все дома в округе, все птичники построены руками наших отцов. Наемных бригад тогда не было. Работали и на отделениях, каждый день домой не возили. Бутылка молока, буханка хлеба – на неделю. Петр Васильевич Конихин, мой отец Василий Александрович Зяблицев, Алексей Тушов, Федор Выставкин, Нефед Рощупкин, Кирилл Гришаев и многие другие. Всей бригадой сено вручную косили тоже где-нибудь далеко от дома на отделениях. Никто не жаловался, все так жили, воспитывали детей.

Все дети Конихиных выучились. Мария Павловна говорит: «Тогда детей учить было легче, чем сейчас». Все ребята служили в погранвойсках, Нина закончила московский техникум, там же и работать оставляли, но решила, что в своем селе нужнее, так же, как и родители, работала на Октябрьской птицефабрике. Юра работал на моторном заводе, участвовал в ликвидации Чернобыльской аварии, имеет инвалидность. Анатолий работает сварщиком в Барнауле.

Витя начал работу путевым обходчиком, работал мастером, инженером на железнодорожной станции в Барнауле, сейчас пригласили на работу в Московскую область.

Как всегда: начинаю рассказывать об одном человеке, но как не написать о семье, о людях, которые окружают, о зяте Сергее, который на руках носит Марию Павловну в баню, о том, что мечтают купить душевую кабинку, да без высокого порожка – чтобы маме было легче в нее заходить.

Поле ухода на пенсию Петр Васильевич тяжело заболел, полтора года ухаживала, не смогла сберечь. Через три года Мария Павловна пережила инсульт, спасибо троицким докторам, спасибо детям – выходили. Сейчас она и об артистах поговорит, и песни помнит, и сама причешется, и кремом помажется. Нина, как врач, делает уколы.

Воспоминания, воспоминания…

За работу награждалась грамотами, медалями. До сих пор знакомые передают приветы, спрашивают о здоровье. Сколько было птичников, сколько людей работало, в поселке порядок наводили, к 9 мая ограды белили. Комиссия ходила, да и сам директор, Владимир Федорович Тарасов, проверял порядок во дворах. Дом всегда был, как картинка. Позднее Владимир Федорович работал председателем райисполкома, но при встрече со всеми здоровался за руку, знал всех детей, всем интересовался. А сейчас и людей на улицах не видно. Остались старые да приезжие.

Да и меняется все вокруг: сократили работников ФАПа. Анна Решетникова оказывала помощь в любое время дня и ночи всем жителям поселка, а как теперь будет? Как нас будет обслуживать Пролетарская участковая больница? Всех в Троицкое не увезешь, да и не всегда можно выехать – зимой снег, летом грязь.

Говорим о родственниках: Раиса Мишина была племянницей Марии Павловны, подарила ей свою первую книжку. Стихотворение нравится «Не возил ты меня на Канары».

В разговор вступает Нина Петровна: «А я тоже стихи в молодости про любовь писала. И девчонкам такие письма сочиняла…». С Ниной можно разговаривать бесконечно: и как ездила по летним лагерям на водовозной машине, и о цветах, которыми даже дети приходят полюбоваться, и о многом-многом другом.

С юбилейным днем рождения Вас, Мария Павловна. Дай Бог Вам здоровья, удачи Вам, Вашим детям и внукам. И несколько строк от меня:

Ты – как будто фея в сказке,

Мир твой – мир добра и ласки.

И, хотя идут года,

Будь, как прежде, молода.

Надежда Дуплинская.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.