Скандинавские модели управления в менеджменте

Если говорить о скандинавских странах, то здесь обычно имеют в виду: Норвегию, Данию, Швецию.

В отдельных случаях сюда относят Исландию, Финляндию, Голландию. Если же говорить о так называемом скандинавском менеджменте, то здесь, в первую очередь, подразумевается шведская модель образовательного менеджмента.

Объясняется это достаточно просто. Ни одна другая скандинавская страна не может похвастаться таким большим количеством успешных брендов, работающих по всему миру:

  • IKEA;
  • H&M;
  • Volvo;
  • Spotify;
  • Electrolux;
  • Skype и т.д.

Шведские модели управления в менеджменте славятся своим бережным отношением к экологии и гуманному отношению к людям. В производственных помещениях или офисах крупных шведских компаний вы найдете множество табличек с напоминаниями: «береги воду», «выключи за собой свет», «выключи компьютер», «береги тепло» и т.п. Они располагаются повсеместно, вне зависимости от того, кто работает в кабинете: простой сотрудник кол-центра или топ-менеджер компании. Что касается обучения персонала, то здесь опытные сотрудники всегда готовы взять опекунство над новичками. Это престижно, позволяет постоянно развиваться и бесплатно обучаться за счет средств компании.

Работа в шведских компаниях строится на взаимном доверии между руководством и сотрудниками. К примеру, перед приобретением нового программного обеспечения, руководство обязательно проконсультируется с работниками и узнает их точку зрения относительно целесообразности такой покупки. Причем речь идет не только о работниках IT-отдела, но и других, которые могут быть косвенно затронуты работой нового ПО. Если в России такие обсуждения практически всегда носят формальный характер и показывают видимость диалога между работниками и начальником, то в Швеции все серьезно, и простой уборщик всегда может напрямую высказать директору свое мнение.

Нужно понимать, что обсуждения вопроса всем коллективом и получение всеобщего одобрения, значительно затягивает момент принятия решения. Для шведской технологии управления менеджмент свойственно приведение к консенсусу.

Горизонтальное управление – еще одна из наиболее ярких особенностей скандинавской системы. Корпоративная культура выстроена таким образом, что любой сотрудник может проявить инициативу и не будет высмеян, как это часто бывает в российских компаниях. В Швеции таких сотрудников всячески поощряют и уважают. Они получают приятные бонусы (в том числе и финансовые), и спокойно ведут диалог с вышестоящим руководством, причем на равных.

Скандинавам, и, в частности, шведам, свойственен внимательный подход к каждому делу. Они внимательно анализируют множество факторов и возможных рисков. Но так как подобный анализ требует от руководства много времени и сил, то здесь некоторые вопросы принято доверять своим подчиненным. Последние самостоятельно контролируют задачу или процесс, не занимаясь при этом постоянными докладами и отчетами наверх. Руководство же может заняться стратегией развития и посветить свое время более глобальным вопросам.

Высококвалифицированные специалисты в шведских компаниях никогда не опираются на свой авторитет или опыт работы в компании. Свои решения или предложения они подкрепляют серьезными аргументами и всегда готовы выслушать несогласие со стороны. При этом, начальник всегда открыт для своих подчиненных и строит работу на взаимном доверии и сплоченности.

Как становится понятно, контроль в скандинавской системе тоже резко отличается от привычного нам. Так, можно отметить несколько примечательных моментов:

  • Контроль больше неформальный. Здесь принято считать, что хороший работник сам может построить свой день и выполнить поставленные задачи.
  • Сделан упор не на количество, а на качество. Поэтому снижение объемов не так страшно, как падение качества продукта или услуги.
  • Обсуждение. Если показатели упали, то здесь не начинают сразу искать виновных. Вместо этого, собирается коллектив, и продумывается оптимальный выход из ситуации.

Проанализировав все вышесказанное, напрашивается вполне логичный вывод: сотрудник – центральная часть всей системы. Поэтому в шведской модели нет строгой иерархии, субординации, и деспотичных руководителей.

Конечно же, не обошлось и без отрицательных сторон. Так работник, получивший огромное доверие и фактически оставшийся без контроля, может начать формально относиться к своей работе и грубо ошибаться, что неизменно создает риски для всей компании.

Если планируете более подробно изучить скандинавскую модель управления, то рекомендуем вам посетить образовательный портал cabinet.one. Здесь вы найдете специализированные курсы и сможете получить ответы на интересующие вопросы.

спонсировано

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.