Тайны истории

В последнее время в нашей жизни все более значимое место занимает празднование самых разнообразных дат, причем не только юбилейных. В том числе широко отмечаются и дни рождения населенных пунктов, появились даже такие праздники, как день города, день села. Поэтому нам просто необходимы более точные знания по истории своей малой родины, а это даже для профессионального исследователя зачастую бывает делом не из легких.

Наш земляк, выпускник исторического факультета АлтГУ Алексей Александрович Завьялов, работая заместителем директора АГППК по научно-методической деятельности, долгое время занимался научными изысканиями в этой области. В одной из своих статей – «Использование архивных источников при изучении истории села Троицкое» – он отмечал, что вопрос о времени создания первого населенного пункта, из которого позднее выросло наше село, является проблематичным и до сегодняшнего дня актуален для научных исследований: «По данным известного троицкого краеведа А.Д. Сметанникова, появление первого поселения Соснинская заимка было связано с массовой незаконной вырубкой леса крестьянами в Петровском лесничестве в 1905 году. Но прямых документальных подтверждений этому историческому факту мы не находим. Не нашлось этих данных и в фонде известного алтайского краеведа и нашего земляка Юрия Сергеевича Булыгина, хотя в данном фонде представлены архивные материалы по истории возникновения большинства населенных пунктов Троицкого района».

Тем не менее именно 1905 год официально признан в районе датой основания села, и в 2005 году мы широко отмечали его столетний юбилей, значит, в этом году, если «плясать» от этой даты, ему исполняется 116 лет.

Нынешней весной мы познакомились с жителем райцентра Эдуардом Владимировичем Широбоковым, которого привело в редакцию желание восстановить историческую справедливость.

Но давайте обо всем по порядку.

Историей Эдуард Владимирович, по его собственному выражению, «заболел» с пятого класса. За лето он прочитывал учебники, которые выдавались на следующий учебный год. Родился он на Волге, долгое время жил в Новокузнецке. В армии служил водителем пожарной машины, что и определило его будущую профессию пожарного. И хотя история как наука не стала для него делом всей жизни, но постепенно превратилась в хобби, без которого он теперь себя не представляет.

Это было очевидно уже к тому времени, когда судьба забросила его в наш район – сначала в Заводское, где он в последнее время служил в воинской части после окончания школы прапорщиков, а затем и в Троицкое. В свободное от дежурства и от домашних дел время он заводил машину, брал с собой металлоискатель и отправлялся в экспедицию. Свои изыскания проводил в окрестностях какого-нибудь села, а сделанные находки по большей части приносил в районный краеведческий музей. В фондах музея можно увидеть переданные им посеребренную ложку, найденную в Кипешине, изогнутую металлическую иглу из Терского, обломок ножа из Петровки. Но больше всего находок сделано им на территории бывшей Соснинской заимки, тем более что волею случая ему довелось поселиться в районе сопки – совсем недалеко от этого места.

В музейной экспозиции можно увидеть неплохо сохранившийся котелок и расплющенную алюминиевую фляжку времен гражданской войны, обломок трубки для курения, а также фирменные пуговицы чиновника почтовой службы и обломки медного циркуля. Именно эти последние находки, по его мнению, свидетельствуют о том, что жили здесь не безграмотные крестьяне, а государственные служащие, и с этим трудно не согласиться. Ведь действительно, ну зачем крестьянину циркуль?

Однако одними вещественными источниками дело не ограничилось… Так с чего же все началось?

-Все началось с книги «Мое родное Большеречье», — рассказал Эдуард Владимирович, отвечая на мой вопрос. — Потом я прочитал статью нашего известного краеведа Юрия Сергеевича Булыгина о заселении русскими крестьянами бассейна Большой речки. Он очень много сделал в изучении этого вопроса. Но, к сожалению, во времена Булыгина не было еще тех возможностей, какие нам сегодня предоставляет Интернет.

Именно Интернет помог историку-энтузиасту познакомиться с документом, в котором он попытался найти ответы на интересующие его вопросы, и многое ему удалось.

В 1900 году Статистическим отделением при Главном управлении Алтайского округа был составлен и издан Сборник материалов по исследованиям крестьянского и инородческого хозяйства в Бийском уезде, представляющий из себя подворную перепись селений Бийской волости, производившуюся в октябре-декабре 1898 года, в том числе и Соснинской заимки. Однако в свободном доступе эти материалы появились совсем недавно, благодаря Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина.

Справедливости ради следует отметить, что А.А. Завьялову удалось познакомиться с этим документом еще в 2010 году, в фонде редкой книги Алтайской краевой библиотеки им. Шишкова. (Кстати именно оттуда он, в уже оцифрованном виде, попал в Президентскую библиотеку). Вот что писал Завьялов в своей статье «Возникновение и развитие заимки Борки (Соснина) Бийской волости Бийского уезда в конце XIX-XX веков»: «Очень важно, что именно в этом описанном выше источнике мы впервые встречаем название населенного пункта заимка Борки (или заимка Соснина, или заимка Кордон). Как указано в «Сборнике материалов…», поселок с этим названием был расположен между берегом р. Большой и кромкой Бобровского бора, причем один двор стоял на левом берегу реки на крестьянской земле. Ближайшими селениями были д. Кипешная и с. Белое…».

Исследователь отмечает, что в данном документе он встретил достаточно точную (официальную) датировку образования поселка Борки: «Начало этому поселению было положено в 1880 году, когда здесь поселился один двор. В 1882 и 1883 годах сюда приселилось еще по одному двору, в 1885 году – пять, в 1888, 1892 и 1893 годах – по одному. К 1898 году в заимке Соснина (Борки) находилось 11 дворов».

Итак, наиболее ранняя и официально подтвержденная дата основания заимки – 1880 год, а не 1905-й, как считали долгое время. Ранее, обратившись к архивным материалам фонда управления Алтайского округа, где имеются сведения об арендных поселках по лесничествам округа, Завьялов нашел сведения о том, что датой образования здесь поселка, находящегося в ведении Петровского лесничества, был обозначен 1883 год. Хотя, впрочем, расхождение в три года незначительнее, чем в целых 25 лет!

Эдуард Владимирович тоже досконально изучил вышеупомянутый документ, в котором, кстати, можно найти подробнейшие сведения о социально-экономическом развитии всех сел, существовавших к тому времени на нынешней территории Троицкого района. Кстати, в нем можно найти подтверждение тому, что здесь жили не только люди крестьянского происхождения, на самом деле в процентном соотношении их было чуть меньше половины. Более того, скотоводство и земледелие имели здесь второстепенное значение, а основную роль играли лесные промыслы, такие, как выработка дегтя и изготовление саней.

Заимка продолжала расширяться. В начале XX века здесь была построена водяная мельница (Эдуард Владимирович во время нашей экскурсии показал, где она находилась). Стало увеличиваться число жителей, приезжали новые семьи (в основном это были переселенцы), строились новые дома. В 1908 году здесь был построен лесничий кордон, где проживали лесная охрана и объездчик.

В 1910 году на Алтай приезжал премьер-министр П.А. Столыпин. После его визита было принято окончательное решение о строительстве Алтайской железной дороги «Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск» с веткой на Бийск. Железная дорога была построена в кратчайшие сроки. Недалеко от Маланьего лога, где проходила проселочная дорога от села Большая Речка в село Петровское, была построена железнодорожная станция Большая Речка.

С 1915 года начинается новый этап развития населенного пункта. Петровскому лесничему Э.К. Мюллеру, который непосредственно контролировал процесс вырубки леса под железную дорогу, стали поступать ходатайства от жителей различных поселений о возможности переселения на станцию Большая Речка и строительства здесь домов, а Соснинская заимка постепенно пришла в упадок.

По документам, поселок Троицкий начал создаваться в 1916 году, ставший в 1924 году административным центром Большереченского района.

В связи с этим можно рассмотреть третью версию возникновения нашего села, которой, кстати, в настоящий момент придерживается А.А. Завьялов: «1880 год я бы не стал считать точной датой появления Троицкого. Кордон или заимка – это даже не поселок, а что-то типа организации или предприятия, где проживала лесная охрана. Борки – это Борки. Появились и исчезли. Соснинская заимка – это самостоятельное ведомственное поселение, относящееся к лесничеству. Она упоминается в документах Государственного архива Алтайского края с 1908 года. Но точной даты ее возникновения найти не удалось. Троицкое же, как самостоятельный торгово-промышленный поселок, берет начало с июня 1916 года».

История – наука противоречивая, и версий может быть сколько угодно. И все-таки, на мой взгляд, в версии, которую поддерживает Э.В. Широбоков, гораздо больше «за», чем «против». Взять хотя бы тот факт, что поселок Троицкое начал заселяться именно со стороны Соснинской заимки, где и возникли первые улицы, а залинейная часть появилась намного позже. Да и вообще, могла ли появиться станция на пустом месте, где не было никакого поселения? Ведь до ближайших населенных пунктов – Большой Речки и Петровки – было значительное расстояние.

На меня произвел огромное впечатление вид, открывающийся с высокого берега речной старицы и это ощущение простора. Как будто мы не находились в нескольких минутах езды от райцентра, а перенеслись вместе с Эдуардом Владимировичем в   далекое прошлое…Только от стоявших здесь когда-то строений, где прежде кипела жизнь, остались лишь глубокие ямы. Почти возле каждой из них наш экскурсовод останавливался и рассказывал, какие находки были сделаны им на этом месте. Его заветная цель – установить здесь памятный знак.

Но прежде необходимо провести субботник по очистке территории бывшей заимки от мусора, который кто-то привез сюда и вывалил прямо посреди поляны.

Сколько же еще свидетельств прошлого хранит земля под нашими ногами… Вполне возможно, что новые находки могли бы пролить свет на многие события того времени, рассказать о том, чем жила заимка и кто были ее обитатели. К сожалению, в настоящее время всякие поиски артефактов без специального на то разрешения запрещены, а «нарушителей» ждет серьезное наказание. Понятно, что этот закон направлен прежде всего против так называемых «черных археологов», думающих только о собственной наживе. Но напрашивается вопрос: а кто же поддержит энтузиастов, которые при желании могут горы свернуть? И в качестве вознаграждения за свой труд они рассматривают не материальные блага, а искренние чувства и помыслы своих единомышленников, которые невозможно измерить деньгами.

Светлана КУДИНОВА.

2 комментариев для “Тайны истории”

  1. Вот тут я полностью согласна. Борки — это Борки, Соснинская заимка — это Соснинская заимка, которая расширилась и стала селом Троицкое.
    Очень трогает, что есть люди которые заполняют пробелы в истории образования района. Занимаются исчезнувшими сёлами. Но давайте уважать эту самую историю и не выдвигать сугобо свое мнение за истину. Нужно работать и работать и не один год ,а года, п возможно и десятилетия.

    1. Заимка Борки, Кордон и Соснинская Заимка — это три название одного и того же места. В официальных документах и на карте Бийской волости Бийского уезда Томской губернии этот населенный пункт значится как Заимка Борки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.