В этом сезоне по некоторым культурам аграрии надеются попасть хотя бы в ложе рентабельности, которое, в некотором смысле, односторонне прокрустово — то есть надо бы подтянуть, а нечем. Сделавшие ставку на прошлогоднюю пшеницу, например, в сущности поставили на прошлогодний снег.
Итак, уборка движется крайне тяжело, погодные условия не только ломают планы, но и портят урожай: все больше доля проросшей пшеницы, все меньше надежды на хорошую урожайность и качество подсолнечника и другие масличные культуры, которые составляют традиционную маржу.
Наш постоянный эксперт по рынку зерна и масличных, Василий Стрельчук, генеральный директор компании «Сиболеум», входящей в экспортный союз SEUS, дает неблагоприятные прогнозы по пшенице. И обстоятельств, тянущих ее кривую на бирже вниз, немало.
-Сегодня мы имеем закрытый рынок Казахстана, — напоминает эксперт. — Кстати, сейчас там проходит крупный зерновой форум, на котором местные компании просят правительство открыть границу для импорта российской пшеницы. В принципе, это хорошая новость: бизнес обеспокоен и требует пересмотра позиций. Но мы думаем, что раньше Нового года пшеница в Казахстан не поедет.
По мнению собеседника, спрос будет не только на пшеницу 3 класса, столь необходимую казахским мукомолам.
Требования стран-партнеров Казахстана не такие высокие, они поставляют в соседние азиатские страны муку и низкого качества. То есть наш степной сосед может брать у нас пшеницу и 5 класса в том числе, — полагает Василий Стрельчук.
А вот «морские туры» для алтайской пшеницы довольно сильно ограничены. Эксперт называет основные ограничительные факторы для экспорта сибирского зерна: кусающиеся тарифы на железнодорожные перевозки и отсутствие субсидий на оные.
-В связи с этим мы не можем добавлять цену на пшеницу, если отправляем ее в черноморские порты или в Санкт-Петербург, — говорит Василий Стрельчук. — Тарифы действительно большие, а субсидирования тарифов РЖД мы можем ждать не раньше ноября.
Собеседник «АК» отмечает, что сегодня на пшеницу 3 класса региональные мукомолы держат цену. 4 класс тоже обрел свою ценовую нишу вместе со всеми внешними и внутренними ограничителями. А вот 5 класс застрял, упершись в естественный потолок потребления: доля 5 класса резко выросла в процессе уборки, а едоков — в прямом смысле и фигурально — на нее меньше, чем нынешнее предложение.
-По прогнозу цена на пшеницу 3 класса будет расти, особенно после нового года, — говорит наш собеседник. — После введения субсидий 4 класс немного подрастет, чему также благоволит мировой рынок. А 5 класс снизится и в течение всего года останется в одной поре.
По льну ситуация довольно благоприятна, так как есть постоянный импортер — Китай. Но имеет место быть снижение урожайности.
Мы как экспортеры отмечаем еще один чисто визуальный момент — в новом урожае льна много потемневших зерен. Нашим китайским коллегам такой лен не очень нравится, хотя испорченным он не считается. Но у китайцев есть распространенное заблуждение, будто потемневшее зерно влияет на цвет масла и на его выход. Поэтому наблюдается небольшая задержка в отправке — до тех пор, пока мы не переломим их понимание, что это тоже достойный лен.
В связи с тем, что курс юаня растет, на лен цена немного поднимается. Эксперт полагает, что она будет расти до самой весны с некоторыми периодическими приостановками. А основная проблема — отправить партии в Китай, так как железнодорожное логистическое плечо в сторону Востока сильно перегружено. Есть и проблемы с расчетами по банковским системам Поднебесной.
Рапс сегодня тоже пытаются втиснуть в прокрустово ложе, но с другой стороны — экспорту дали свет, однако ввели ограничительную пошлину. Погодные условия сказались и на нем. Появляется рапс с запахом — это последствия влаги и отсутствия нормальной сушки.
-Переработчики, включая нас, активно скупают рапс, — рассказывает Василий Стрельчук. — Но есть 30%-я экспортная пошлина. Наши красноярские коллеги, например, готовы даже с этой пошлиной отправлять рапс сырьем за рубеж, у них «прямее» логистика, они могут себе это позволить.
Цена на рапс будет расти до Нового года, полагает эксперт, потом она, скорее всего, остановится — международные контракты с Китаем к этому моменту будут исполнены. А на внутреннем рынке сегодня формирование цены на рапс идет не от масла, а от жмыха.
-Жмых некуда деть в таком количестве, сколько мы его производим, — говорит Стрельчук. — Поэтому цена на него валится каждую неделю. 15 тысяч рублей за тонну — это абсолютный минимум за всю историю, что мы им занимаемся.
Последние сводки из Центра и Юга России показывают, что с подсолнечником большой недобор, что предвещает серьезный дефицит. Соответственно, цены на семечку будут расти, и аграрии могут сыграть хорошую партию, придержав подсолнечник. Главное — сохранить качество.
Вопрос на миллион: что сеять в следующем году.
-Скорее всего, по пшенице роста не будет в нашем регионе, — отмечает эксперт. — Мы также будем зажаты большими ж/д тарифами, отсутствием субсидий на перевозки по железной дороге. Но без пшеницы никуда, поскольку в первую очередь нужно думать о севообороте. При этом, напомню, в Алтайском крае не перерабатывают и 2/3 от объема производимой пшеницы».
Эксперт полагает, что по переходящим запасам вектор сейчас сменится. В прошлом сезоне многие оставили пшеницу в закромах в силу ее низкого качества по натуре или ЧП, не желая мириться с ценой.
-Они говорили себе: в этом году поправится, рассчитывали, что с ростом себестоимости и цена вырастет, но этого не произошло, — говорит Стрельчук. — Думаю, ставок на пшеницу с заделом на следующий год больше не будет, а запасы сформируются только в интервенционном фонде. Кстати, даже в Минсельхозе РФ считают, что в Алтайском крае сложился наибольший профицит из всех регионов СФО.
«Алтайский крестьянин».