Тревожные сигналы о гибели пчел поступают из разных сел

В июле в краевых средствах массовой информации появились сообщения о массовой гибели пчел. Причина – химобработка полей. В Косихе уже документально подтверждена связь между гибелью пчел и обработкой «химией» рапсовых посевов, такое заключение выдала лаборатория «Россельхознадзора», сообщили «Вести Алтай».
Пчелиный мор не обошел стороной и наш район. Тревожные сигналы о гибели пчел поступили на прошлой неделе в районные управления по АПК и ветеринарии из Хайрюзовки, несколько дней назад – из Талдинки и Гордеевки.

О том, что случилась беда на пасеках, сообщили восемь пчеловодов, рассказала начальник управления ветеринарии Н.Г. Осипова. Вместе с начальником управления по АПК О.Н. Линником они выехали во все эти населенные пункты, чтобы зафиксировать факты гибели пчел в актах обследования пострадавших пчелосемей, отобрать пробы погибших насекомых. Если пчеловоды будут добиваться возмещения ущерба, в том числе через суд, им нужно самостоятельно доставить пробы в лабораторию, где будет проведен анализ и выдано заключение. Анализы делают минимум неделю.

Представители алтайского управления Россельхознадзора говорят о том, что в ряде случаев фиксируются нарушения закона фермерами: они не уведомляют пчеловодов о проводимых обработках полей агрохимикатами либо применяют определенные пестициды в дневное время, хотя должны обрабатывать ими посевы ночью.

По закону «О пчеловодстве» аграрии должны предупреждать о химобработках за три дня, и для этого можно использовать и районную газету, и группы в вотсапе, и телефонную связь, и объявления на магазинах – здесь подойдет любой способ. Однако, как рассказали нам пчеловоды из Гордеевки и Талдинки, некоторые фермеры либо вообще не извещают их об обработках своих полей, либо сообщают об этом за полдня до того.

-Ситуация, конечно, тревожная, — говорит Н.Г. Осипова. – Пчеловодство для сотен жителей сел – источник дохода, собственное дело, возможность кормить свои семьи, и гибель пчел – это беда. По сообщениям нескольких пострадавших пчеловодов мы выезжали в села, составляли акты, но было бы правильно, если бы этим занималась межведомственная комиссия при администрации района.

Надежда Григорьевна подчеркивает тот факт, что далеко не все пчеловоды в районе соблюдают требование о регистрации пасек и оформлении ветеринарно-санитарных паспортов после проведения лабораторных исследований на наличие или отсутствие заболеваний у насекомых. По словам начальника управления ветеринарии, стоимость ежегодных исследований не так уж велика – чуть больше 3000 рублей на 50 пчелосемей. Но пчеловоды не торопятся оформлять паспорта на пасеки, а без этого будет весьма затруднительно добиться возмещения ущерба через суд, если после обработки полей случится гибель пчел. В нашем районе, кстати, зарегистрировано 270 пасек, но по факту их гораздо больше.

-Проблема гибели пчел в период активной обработки полей химикатами существует далеко не первый год, — говорит О.Н. Линник. – Фермеры спасают урожай различных культур, обрабатывают поля и будут делать это в дальнейшем, «химии» с каждым годом применяется все больше. Как при этом избежать массовой гибели пчел? Пчеловоды и фермеры должны находить общий язык, уметь договариваться. Но, как показывает жизнь, некоторые пчеловоды мало интересуются тем, когда будут обрабатываться поля, или не дают свои телефоны фермерам. Владельцы пасек требуют, чтобы фермеры применяли щадящие химикаты, а препараты действительно разные, в том числе по классам опасности для пчел. Некоторые фермеры пытаются варьировать, меняют препараты, чтобы снизить риск гибели пчел. В конце концов они тоже в этом заинтересованы. У нас есть фермеры, которые не применяют химические препараты, но их становится все меньше.

Елена Цыгельная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.