Было трудно, но она нас не бросила

Хоть у меня давно нет мамы, но я очень-очень часто ее вспоминаю и, глядя на фото, разговариваю с ней.

Мама – как много это слово значит для каждого человека, ведь она самый родной, самый любимый человек. Кто ближе всего на свете? Конечно же, мама, которая растила нас, недосыпала, недоедала, заботилась о нас. В слове «мама» очень много заложено. С мамой можно поделиться горем, радостями, она всегда поймет, посоветует, приласкает. Мама – это самое дорогое слово на свете, именно мама дала жизнь, при муках рожала, терпела, чтобы мы появились на свет.

Моя мама – мать-героиня. Она родила 13 детей и воспитала четверых папиных. Молодая, совсем неграмотная девушка вышла «на четверых сыновей». Трое не вернулись с войны, пропали без вести, а один в 1957 году разыскал маму. Оказывается, был ранен, попал в плен. И вот из г. Прокопьевска Кемеровской области нашел нас. Как были рады отец и мать! Отец был уже болен, ему было 75 лет, и в 1958 году он ушел из жизни. Хоть мама и родила 13 детей, но в живых осталось шестеро, и все девчонки. Маме было очень тяжело. Отец был служителем в церкви, дома не находился, а в 1943 году ночью его забрали, оказывается, он отругал Сталина. Ему дали шесть лет, он отсидел «от звонка до звонка», но домой вернуться не спешил. Мама ездила к нему с передачками, а в последний раз узнала, что он женился. И вот мамочка нас всех подняла на ноги.

Я помню, она сажала табак, рубила и продавала на базаре. А еще тогда продавали просто холодную воду – 10 копеек за стакан. Но она нас не бросила. Старшие сестры вышли замуж, и нас осталось четыре маленьких погодки. Маме приходилось побираться, приносила хлеб, картошку, пекла на самодельной печке без масла и сала драники без сковородки, кормила нас. Когда спросишь: мама, а почему ты не ешь, она отвечала – я, девочки, сыта.

И вот мы двое пошли в первый класс. Сейчас смотрю на фото и плачу: чулки в заплатках, кофта – тоже, юбка сшита из мешковины. Да тогда и учителя были плохо одеты. Вот моя первая учительница Лидия Филипповна одета в коричневое платье в заплатах. Затем на нас обратили внимание, стали маме платить 13 рублей за детей, к новому учебному году одевали нас в школу. Ох, сколько она плакала! Обнимет нас и приговаривает: «Господи, спасибо, что оставил мне милых девчонок». Сейчас мне 70 лет, и я тоже плачу. Так хочется прижаться к ее груди, чтобы она, как в детстве, обняла, приласкала.

Умерла она в 105 лет. В 100 лет ослепла, пять лет лежала в постели… Как хочется ее вернуть! Остальные мои сестры тоже уже умерли, я осталась одна. И хочется сказать людям: берегите своих мам, не обижайте, если живете далеко – шлите телеграммы. Ведь когда становишься старой, так хочется ласки, любви от детей, ведь когда ваша мама была молодая, она отдавала всю себя только вам.

К сожалению, сейчас очень много плохих матерей. Прошу вас, остановитесь, не пейте, не бросайте своих маленьких детей. Ведь вы не вечно будете молодыми, и под старость вам будет очень плохо. У меня две дочери, если бы их не было, я не знаю, как пережила бы большое горе.

В. АЛЕКСЕЕВА.

С. Тюмень.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.