19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Эта военная профессия особого риска, о которой хорошо сказал подводник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, капитан 2 ранга, командир дивизиона подводных лодок Северного флота М. Гаджиев: «Нигде нет и не может быть такого равенства перед лицом смерти, как среди экипажа подводной лодки – где либо все побеждают, либо все погибают». Это актуально и в наши дни (вспомните «Комсомолец», «Курск», «К-129», которая затонула в 1968 году в Тихом океане, там в экипаже в 98 человек был и наш земляк из Озеро-Петровского).
Ну, а девиз-то у нас такой – это слова из старой песни годов 50-их:
Мы якорь не бросим до срока,
Над нами растет глубина.
И в светлый глазок перископа
Вся Родина наша видна.
С уважением, Виталий Абызов, с. Зеленая Поляна.
Сюда попадает один из тысячи
Дата установленного в России Дня моряка-подводника была выбрана не случайно и связана с событием, произошедшим 19 марта 1906 года, когда по указу императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей – подводные лодки, а в состав Российского флота введены 10 подводных лодок.
С той поры в Российской империи и появился новый праздник, однако после 1917 года отмечать его перестали. Почти восемь десятилетий спустя праздник был возрожден. 15 июля 1996 года Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал флота Феликс Николаевич Громов подписал приказ, согласно которому День моряка-подводника отмечается ежегодно 19 марта.
Моряки-подводники надежно стоят на защите национальных интересов нашего Отечества. Представители одной из самых героических и романтических профессий всегда отличались смелостью, храбростью и мужеством, они беззаветно преданы своему воинскому долгу. Этим обусловлены народная любовь и признательность к морякам, несущим нелегкую службу. Боевая деятельность подводных сил Российского флота на протяжении всей истории отличалась высокой активностью, моряки-подводники являли собой пример самопожертвования и профессионализма. Сила духа и мужество подводников, до конца выполнивших свой долг, золотыми буквами вписаны в героическую летопись России.
Немало и наших земляков служило в подводном флоте, один из них – житель Беловского Игорь Самородов. Службу во флоте Игорь проходил с 1996 по 1998 год.
-Хотел в танковые войска пойти служить, — вспоминает бывший подводник. — У меня отец механизатор, дед и на тракторе, и на машине работал, а призвали меня во флот. У нас «дембеля» говорили: «В подводный флот попадает один из тысячи призывников». И мы гордились тем, что служим в подводном флоте.
В «учебке» нас обучали три месяца во Владивостоке, кто-то писал и слушал, а кто-то спал на занятиях. Мне было интересно, узнал много нового. Оттуда я попал в часть в п. Рыбачьем. Первое время на подлодке ничем не озадачивали, просто знакомился с коллективом, обживался, изучал, у кого какой номер, а после начали экзаменовать.
Служба беловского парня проходила на атомной подводной лодке внушительных размеров, ее длина составляла 152 метра, высота – 19 метров. Экипаж в 250 человек она способна опустить на максимальную глубину 600 метров, правда, за время службы Игоря лодка ходила на глубине не ниже 480 метров.
-На глубине не чувствуешь, что ты под водой, даже в шторм, — рассказывает он. — По ощущениям то же самое, что сидишь в кабинете в кресле. Поначалу домой хотелось, и непривычными были постоянные гул и жужжание оборудования, аж в ушах звенело, но ко всему привыкаешь, и к дембелю уже с коллективом прощаться не хочется.
-Игорь, а что запомнилось особо из службы?
-Да, пожалуй, все. Как учился, как погружались в первый раз, как все хотели напоить соленой водой за первое погружение. Запомнилась очень красивая природа Дальнего Востока, только холодно. Летом все цветет, а вершины сопок в снегу.
-Говорят, подводников кормят очень хорошо…
-Да. У нас с питанием проблем не было. К тому же, после каждого погружения выдавали по 100 граммов шоколада и сухого вина.
-Внештатные ситуации были?
-Нет… Хотя был случай. Когда мы находились в надводном положении, с электрощитом возникла проблема. Парень моего призыва, выпускник вуза, полез в него разобраться, и щит полыхнул. Все обошлось, правда, парень обгорел, но все же остался жив. Небольшое происшествие, но тоже внештатная ситуация.
-Правда, что на подводной лодке коллектив сплочен как нигде? Ведь от действий каждого зависит жизнь всего экипажа?
-Конечно, тем более что экипаж очень много времени проводит вместе, и не где-нибудь, а под водой, на лодке, у которой два атомных реактора и баллистические ракеты на борту.
-По каким океанам довелось ходить?
-Ходили к Японии и на Балтику через Тихий и Индийский океаны. Автономное плавание длилось три месяца. За это время всплывали только пару раз, чтоб подзарядить аккумуляторы и пополнить запас кислорода. В принципе подлодка долгое время может обходиться без кислорода извне, но свежий воздух не сравнишь с тем, что на подлодке.
В Тихом океане видели акул, дельфинов и касаток. Дельфины и касатки очень красивые.
Игорь не жалеет, что ему довелось служить в подводном флоте и так далеко от дома.
-Я сам хотел, чтобы отправили куда-нибудь подальше от дома, — говорит подводник. — Это сейчас многие стремятся «за огородом» служить, да и срок службы сократили до одного года. Что за это время успеешь узнать и увидеть?
После службы на флоте старшина 1-й статьи Самородов вернулся домой, чтобы продолжать дело отца и деда. Сейчас работает механизатором в КХ Ю.И. Поварова. Женился, детьми пока не обзавелся, считая, что к этому вопросу надо подходить серьезно, ведь дети – это большая ответственность. А быть в ответе за себя и за других в подводном флоте учат всех.
Андрей ТИМОХИН.