Водонапорная башня – свидетельница истории и символ села

Прошло уже больше века с тех пор, как по железной дороге, соединившей станцию Алтайская и город Бийск, пришел на станцию Большая Речка первый паровоз, тащивший за собой несколько неуклюжих по современным меркам вагонов. Посмотреть на это зрелище сбежались все окрестные жители… Но вскоре идущие по железным рельсам поезда стали делом привычным.

Сколько их встретила и проводила водонапорная башня, молчаливая свидетельница истории нашего села!

Немало повидала она на своем веку. Прибытие новых переселенцев (одновременно со строительством железной дороги строился и поселок вокруг нее). Расстрелы колчаковцами красных партизан, которые часто происходили в районе вокзала, о чем есть упоминания в документах районного музея и архива. Проводы на фронт, прибытие репрессированных и спецпереселенцев, слезы радости при встрече возвратившихся с войны, приезд первоцелинников… Сколько встреч и расставаний прошло у стен старой башни, которая давно уже перестала выполнять свои первоначальные функции и постепенно стала символом нашего села, создавая единый ансамбль со зданием вокзала, а позже и с вновь построенным храмом Святой Троицы.

В конце XIX — начале XX века водонапорные башни рассматривались как важные архитектурные объекты и составляли единый комплекс с вокзалами и другими железнодорожными постройками. Наиболее близкий «родственник» нашей башни – железнодорожный мост через Большую речку. В строительстве этих двух сооружений, скорее всего, принимали участие одни и те же мастера, а в их конструкциях использовались рельсы из особо прочной бессемеровской стали, выплавленной на Южном Урале. В подтверждение вышесказанного – надпись на куске рельса длиной около полутора метров, который долгое время хранился у жителя райцентра В.М. Духова и был недавно передан им в районный краеведческий музей. Валерий Михайлович пояснил, что заселился в этот дом в 90-е годы, а артефакт достался ему «в наследство» от бывших хозяев. Судя по надписи, дата его производства – декабрь 1893 года. Место производства – казенные заводы князя Белосельского на Урале.

История населенных пунктов вдоль железных дорог неразрывно связана с железнодорожным транспортом. И первым его представителем по праву считается паровоз. Но работа парового двигателя немыслима без пара, а пар – без воды. Потому и появились вдоль железных дорог добротные водонапорные башни, объекты промышленной архитектуры, к созданию которых были привлечены лучшие архитекторы николаевской эпохи. Сооружения строили по типовому проекту, но они были примечательны. Даже утратив свои первоначальные функции, башни вековой давности представляют интерес – в первую очередь из-за своих архитектурных особенностей с разнообразными архитектурными стилями.

Большая часть водонапорных башен была построена еще до Первой мировой войны, и выполняли они несколько функций. Это касается и нашей башни, которая служила не только для заправки паровозов водой, но и водоснабжения жителей близлежащих улиц. Помимо этого она, как и многие башни того времени, выполняла функции пожарной каланчи, запасы хранившейся в ней воды зачастую использовались для тушения пожаров.

По воспоминаниям Р.М. Попова, знавшего много интересных фактов из истории нашего района, башню строили лучшие мастера того времени. Одним из них был Илья Лашин – старожил нашего села, один из первых жителей Соснинской заимки. В последние годы жизни он работал охранником на Большереченском ремонтном заводе и с ним был хорошо знаком Роберт Максимович.

Во всем мире водонапорные башни сохраняют, реставрируют и зачастую переоборудуют. Практика устройства музеев внутри таких объектов довольно популярна в мире. Некоторые башни приобретаются гражданами для реализации коммерческих проектов, а некоторые и вовсе превращают башни в частные дома. Но это, скорее, исключение из правил.

В то же время участь многих башен вызывает тревогу, так как в настоящее время необходимость в них невелика. Утратив свою первоначальную функцию, архитектурные сооружения начинают разрушаться. К большому сожалению, их зачастую не рассматривают как исторические памятники, хотя люди привыкли к ним, считают их символами своего населенного пункта и пытаются сохранить. Например, на сегодняшний день все три башни при железнодорожной станции Новосибирск-Главный являются памятниками архитектуры регионального значения, и реставрация объектов выполняется в срок.

Я решила выяснить, как складывается судьба «родной сестры» нашей башни на станции Овчинниково, и связалась по телефону с главой Налобихинской сельской администрации О.А. Сорокиной.

Вот что рассказала Оксана Анатольевна:

-Водонапорная башня – ровесница нашего села, которое было образовано в 1913 году, и мы пытаемся сохранить ее, так как это часть нашей истории. В настоящее время башня требует серьезного ремонта – разрушены окна, течет крыша. Для ее восстановления потребуются значительные средства. Мы даже пытались войти в какой-нибудь проект, но пандемия нам помешала. К счастью, местный предприниматель выкупил у нас башню. Внутри он планирует оборудовать зернохранилище. Я согласилась продать ему башню с условием, что он отремонтирует ее, оставив первоначальный облик, а главное – сохранит. Иначе жители мне этого не простят…

Водонапорная башня на станции Большая Речка тоже ровесница нашего села и уникальное строение, каких насчитывается сейчас не так уж много вдоль Алтайской железной дороги. Официально башня в перечне исторических памятников не числится, и вместо того, чтобы служить культурно-историческим объектом, она может разделить участь старого здания вокзала. В августе этого года Алтайским центром строительно-технической эксплуатации было проведено обследование здания башни, и его признали аварийным (с износом 65%). В соответствии с этим администрация района, в чьей собственности башня и находится, будет принимать решение по ее дальнейшему использованию.

Как пояснил и.о. генерального директора МУП ЖКУ Троицкого района А.Д. Чепурин, несмотря на повреждения, состояние этой башни лучше, чем некоторых действующих водонапорных башен в нашем районе. По его словам, если подремонтировать окна и крышу, то башня еще сто лет простоит. Но на средства районного бюджета такой ремонт осуществить невозможно. Может быть, у кого-то (представители общественности, местные предприниматели) появится желание найти выход, чтобы сохранить башню, оставить ее в наследство потомкам как память о нашей истории и о людях, которые ее создавали?..

Светлана КУДИНОВА.

Больше подробностей – в нашем материале в номере газеты за 4 декабря 2021 года.

2 комментариев для “Водонапорная башня – свидетельница истории и символ села”

  1. Башню и мост, это все-таки разные сооружения и их строили очевидно разные мастера, а вот доим в сторонке от моста, где раньше была насосная, это один ансамбль, если так можно выразиться.
    Я помню, как заправлялись паровозы, стояли гусаки. А паровозы таскали пассажирские поезда, в плоть до 70 года, возможно и 1971.

    Уже пошли тепловозы, но они таскали грузовые поезда, а пассажирские, были под паром. Зрелище было впечатляюще. Чистый, черный паровоз с большой красной звездой и высунувшимися из окон машинистами подъезжает к вокзалу.
    И это было вроде и не так давно, в 1969-1970.

  2. Действительно было несколько гидрантов для заправки паровозов около казармы 82 км и около станции на 81 км.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.