Ирину Викторовну Кузнецову в Боровлянке знают почти все. Ее жизнь в этом селе связана со школой, где она сначала училась, а потом пришла сюда работать учителем начальных классов. Уезжала только на время учебы в Бийском педагогическом училище, которое окончила в 1990 году. А высшее образование получала уже заочно в Бийском государственном педагогическом институте.
Коллеги отмечают, что Ирина Викторовна умеет найти индивидуальный подход к детям, с первых дней старается создать на уроках доброжелательную обстановку, формирует у детей самостоятельность, творческую активность, используя для этого разные формы занятий, в том числе информационные технологии. Ее ученики – активные участники школьных, районных и даже всероссийских конкурсов. С 2007 года Ирина Викторовна является руководителем школьного методического объединения начальных классов. В 2010 году принимала участие в районном конкурсе «Учитель года». Почти 30 лет занимается наставничеством, последние три года – официально. Занимает активную жизненную позицию. Пользуется уважением односельчан и в первую очередь – друзей, коллег и учеников.
Чтобы составить представление о человеке, зачастую недостаточно узнать только мнения о нем других людей, необходимо личное общение, которое прошло у нас с Ириной Викторовной в виде интервью. Она оказалась очень открытым и общительным человеком и приятной собеседницей, обстоятельно ответив на вопросы.
Нашу беседу я начала с традиционного вопроса:
-Вы окончили ту же школу, где сейчас работаете. Вы родом из Боровлянки?
-Из Боровлянки мой отец, и бабушка с дедом тоже местные. Дед прошел войну, он был в Боровлянке председателем рабочего комитета. В 1968 году, когда моему отцу было восемь лет, он с родителями переехал в Тюменскую область. Отец там вырос, женился. Мама была родом из Тбилиси. Он с ней уехал в Грузию, где я и родилась, а когда мне было около двух месяцев, родители вернулись обратно в Тюменскую область. Вскоре они развелись, мама уехала, а я осталась с отцом и бабушкой. Отцу очень хотелось на родину, в Боровлянку, и когда мне было девять лет, мы переехали сюда. Практически это и моя родина. Закончила здесь школу, вернулась сюда работать. И у меня только одна запись в трудовой: «Принята на работу в Боровлянскую среднюю школу». Вот до сих пор здесь работаю. В этом году будет уже 34 года.
-Были ли в вашей семье педагоги, когда и почему вы решили стать учителем?
-Маму я практически не знала, она периодически приезжала, но очень редко. Последний раз я ее видела, когда мне было лет шесть или семь. Уже в 2011 году я нашла ее родственников и узнала, что она, к сожалению, умерла. Но я знаю про нее, что она была музыкальным работником. Сначала работала в школе, потом в доме досуга. Но образование у нее было педагогическое. Это подтвердила и ее дочь от другого брака. Но, думаю, то, что я стала учителем, никак с мамой не связано. У меня были любимые учителя, и я до такой степени ими восхищалась, что для меня они были эталоном человеческих качеств. Ну, а когда стала старше, в школе в дни самоуправления мне очень нравилось работать с детьми, и еще мы, старшие, были вожатыми у младших. Поэтому я не мучилась перед выбором, кем мне быть, я всегда знала, что буду учителем.
-Как давно вы занимаетесь наставничеством, и доставляет ли вам удовольствие эта работа, ведь нагрузок у учителя и без того хватает?
-Официально я занимаюсь наставничеством три последних года. Лет пять я была самой младшей среди учителей начальных классов, а потом стали приходить молодые, а пожилые учителя стали уходить. Все новички в основном общались со мной, и я им всегда помогала. С одной девочкой занималась весь год. Мы оставались после уроков, готовились, разбирали те уроки, которые я посещала. И это было просто на добровольных началах. Тогда не было ни сотовой связи, ни видеозвонков, и как-то так повелось, что девчонки всегда приходили ко мне домой по вечерам. Приведу конкретный пример. Пришла к нам Светлана Алексеевна Тараканова, поработала месяц, и встал вопрос: оставаться ли ей в школе или идти куда-то в другое место. Мы с ней на листочке написали все плюсы и минусы… Ни много ни мало – лет 20 уже проработала. Потом она отсюда уехала, сейчас работает в Барнауле. В 2022 году заняла третье место в краевом конкурсе классных руководителей «Самый классный классный!» и, когда готовилась к конкурсу, мне звонила, мы с ней кое-какие вопросы разбирали. За последние три года в нашу школу пришли сразу три молодых педагога. Понятно, что это было дополнительной нагрузка на меня, и тогда директор школы Татьяна Викторовна Анисимова сделала официальное предложение. Я прошла курсы наставничества и занялась этим вплотную. С Юлией Владимировной Пецольд два года плотно работали. Она мне благодарна, а я ей, потому что любой наставник всегда что-то да берет у своего коллеги. Юлия уже имела опыт работы, ей не столько наставник нужен был, сколько поддержка.
Мне нравится делиться знаниями с теми, кому это действительно надо, я это по глазам вижу. И, как бальзам на душу, когда человек понимает, что он хочет. Официально у меня сейчас двое «подшефных».
-А были ли у вас наставники, когда вы только начинали работать в школе?
-Официальных наставников в то время не было, а неофициальными были мои учителя, у которых я училась. Это Клавдия Васильевна Фролова и Ольга Петровна Борщева, которых уже нет в живых. А Нина Митрофановна Абрамовская, слава Богу, жива и здорова, она тоже меня поддерживала, когда я к ней обращалась. Когда я пришла в 1990 году работать в школу, нас, учителей начальных классов, было восемь. Это сейчас осталось четыре, а тогда было по два класса в каждой параллели. И настолько по возрасту были разные поколения учителей, что можно было их условно разделить на мам, бабушек и прабабушек. И все они были моими наставниками. Клавдия Васильевна – и мой первый учитель, и мой наставник, мы с ней очень долго поддерживали связь.
-Один из главных пунктов вашего педагогического кредо – воспитание в детях доброты. Как известно, детская жестокость часто начинается с жестокости по отношению к животным, и пример этому подают взрослые. В какой-то степени вас можно назвать зоозащитником, вы помогаете обездоленным животным – подкармливаете, пристраиваете в добрые руки. Какие чувства вы при этом испытываете?
-Я за животных. Против людей, которые издеваются над ними, надо принять какой-то закон, чтобы наказывать за любые проявления жестокости. Мы же за них в ответе… Какое надо сердце иметь или не иметь чего-то… Я бы этих людей так наказывала, чтобы они испытывали то же самое. Нельзя животных обижать. Да вообще никого нельзя – ни детей, ни стариков. Никого нельзя обижать, кто слабее тебя.
Обучение и воспитание – две стороны целостного педагогического процесса. В своем эссе на тему «Мое педагогическое кредо» Ирина Викторовна размышляет о том, что особенно важно соблюдать эту взаимосвязь при работе с детьми младшего школьного возраста: «Многому я научилась у своих наставников, еще более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников. Я не просто учитель. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.
Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики? Согласовать ведущую роль обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с представлением простора его индивидуальности. Раскрывать духовные силы, зреющие в ребенке, создать благоприятные условия для их развития. Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть.
Годы обучения в начальных классах – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития. Открывать перед малышом дверь в мир знаний – значит, наполнить его добротой, любовью, чуткостью, которыми он всю жизнь будет делиться с людьми. Любить детей и научить их любить себя, своих близких и весь мир!».
Как уже рассказала Ирина Викторовна, в 2021 году она стала наставником сразу трех молодых учителей, и одна из них – Юлия Владимировна Пецольд, победитель районного конкурса «Учитель года-2023».
-С первого дня знакомства, которое состоялось в августе 2021 года, Ирина Викторовна взяла нас под свое крыло, – вспоминает Юлия Владимировна. – Нас было трое, и мы без конца ходили к ней на уроки. Даже проведение классных часов разбирали до мельчайших подробностей. Она вела с нами постоянную ежедневную работу, даже по вечерам всегда была готова проконсультировать нас по телефону. Ирина Викторовна из той категории людей, которые никогда не откажут в помощи. До этого я два года работала в Многоозерной школе, но там было очень мало учеников, а здесь мне сразу дали третий класс, где было 14 человек. Она научила, как сплотить класс, как найти правильный подход к детям, как организовать групповую работу на уроке, как отвечать на вопросы детей, чтобы заинтересовать их и пробудить стремление к получению новых знаний.
Мое первое впечатление от встречи с ней – она лучезарный, никогда не унывающий человек, который очень любит свою работу и всегда с улыбкой приходит в школу. Только такие люди и могут быть настоящими учителями.
Мы все очень заняты. Куда-то торопимся, бывает, что и она не может ответить на звонок, но потом обязательно перезвонит или напишет. Сейчас я живу в райцентре, но постоянно к ней за помощью обращаюсь, мы всегда на связи. Недавно я узнала, что она занимается декоративно-прикладным творчеством – делает своими руками украшения. А еще она очень любит животных, никогда не пройдет мимо, если видит плохое к ним отношение. В ней очень много доброты, и эту доброту старается передать детям.
Светлана КУДИНОВА.