Министр здравоохранения края Дмитрий Попов: «Таких темпов еще не было»

В алтайском Минздраве готовы к двум сценариям по «омикрону» — плохому и очень плохому.

Пока Алтайский край продолжает бороться с последствиями четвертой волны пандемии коронавируса, в регион пожаловала уже пятая. 24 января местное управление Роспотребнадзора выявило 12 первых случаев заражения штаммом «омикрон». Но волна началась еще раньше, уверен министр здравоохранения края Дмитрий Попов. Медики еще с прошлой недели фиксируют серьезный и небывалый ранее рост заболеваемости ковидом и ОРВИ.

По словам Попова, нагрузка на медицину в пятую волну может оказаться самой тяжелой за все время пандемии. Министр рассказал amic.ru, как регион готовится к распространению «омикрона» и чего нам от него ждать. Кроме того, глава Минздрава поделился статистикой смертности, которую COVID-19 принес в 2021 году.

Тяжелых больных в четвертую волну стало значительно больше, сказал Дмитрий Попов:

-И здесь основной причиной стал сам «дельта»-штамм, который приводит к пневмонии и серьезным осложнениям. Но я считаю, что медперсонал быстро адаптировался к экстремальным условиям. Поэтому уже было меньше эмоциональности в работе и принятии решений. Самой серьезной стала проблема с кислородом. Мы как регион без достаточной производственной базы вынуждены были идти за большими объемами в другие субъекты. При этом понимали, что и там ситуация с ковидом далеко не благостная. Представьте, в доковидные времена вся алтайская медицина потребляла 3-6 тонн кислорода в сутки. А на пике четвертой волны нам понадобилось до 52 тонн. В десяток раз скаканули.

Это очень сложная ситуация. Мы подключили другие министерства и федеральные ведомства, чтобы поставки были бесперебойными. Координировали с полицией маршруты, чтобы наши машины нигде не останавливали и не задерживали. Пришлось договариваться с военными, чтобы водителям не мешало перекрытие трасс.

Грузовики шли днями и ночами. А мы дважды в сутки мониторили, куда нужно доставить кислород. Но главное, что мы в итоге нигде не «порвались». Помогла и модернизация кислородопроводов, которую мы провели в 2021 году практически во всех ковидных госпиталях. Это страховало врачей от перебоев.

Вторая сложность – нагрузка на реанимационную службу. С оборудованием у нас проблем нет, но персонала недостаточно. Никогда в крае не было такого количества реанимационных больных.

И то, я бы сказал, мы только на этапе раскачивания ситуации находимся. Думаю, в ближайшее время мы прирастем еще сильнее. Следующая неделя будет определяющей в части нагрузки. Уже видим огромный рост обращений в наши кол-центры и поликлиники. По «скорой» всплеска обращаемости пока не наблюдаем.

По данным ученых, «омикрон» в основном проникает только в верхние дыхательные пути. Как итог – насморк, першение в горле, головная боль и температура. В ткани легкого вирус проникает в меньшей степени. «Дельта», наоборот, чаще всего приводила к пневмонии.

Мы рассматриваем несколько сценариев развития. Основных – два, условно это план А и план Б. Первый – базовый, при котором параметры будут немного превышать четвертую волну. Здесь у нас есть возможность увеличить мощности, перераспределив нагрузку внутри системы. Основное – это усиление кол-центров, чтобы люди имели возможность дозвониться и получить элементарные консультации. Мы подготовили инструкции для операторов. Уже сейчас более 300 человек работают на телефонах во всех поликлиниках края.

Но, возможно, все будет хуже. А по Барнаулу мы уже видим, что такие тенденции есть. Здесь нужен план Б, при котором нагрузка на отрасль возрастет в два раза и больше. Тогда мы будем оборудовать дополнительные места для операторов. Уже договорились с АГМУ, что к этой работе привлечем студентов. Можем дополнительно нарастить мощность кол-центров до 605 человек.

Количество вызовов на неотложку тоже будет расти. Здесь мы уже усиливаемся – буквально на днях выдали медучреждениям 46 машин, 44 из них пойдут в первичное звено. Но и этого количества машин может не хватить. Если случится план Б, будем подключать другие органы: Минобр, муниципалитеты. Есть поручение губернатора, чтобы они были готовы предоставить нам машины. По крайней мере, доставкой лекарств они смогут заниматься, чтобы наши силы на это не отвлекались.

Со «скорой помощью» все намного сложнее. Тут наш ресурс не такой большой, чтобы в случае чего кратно усилиться. Сегодня в крае медпомощь оказывают порядка 220 бригад. Провели ревизию – количество машин можно увеличить до 300. Но где брать персонал? Отработали вопрос с медуниверситетом. У них есть студенты, которые заканчивали колледж и уже фельдшеры. 92 человека таких. С ребятами поговорили, они готовы в случае чего прийти на усиление.

Но мы понимаем, что и этого может не хватить. Если случится план Б, то мы вынуждены будем думать о приостановке плановой медпомощи. И, скорее всего, мы должны будем принять это непопулярное решение.

Узких специалистов и медсестер придется отвлечь на неотложную помощь и дистанционное сопровождение больных. Хорошего в этом очень мало. Но нужно понимать, что это единственный выход, если наша система здравоохранения не справится с нагрузкой.

Из данных оперштаба мы видим, что дети стали болеть намного чаще. Тут мы тоже ждем большую нагрузку на педиатрическое звено. И по детским койкам у нас отдельный план. Это то, чего не было раньше за все время пандемии. Коллеги говорят, что у детей возможно появление более тяжелых форм ковида. Мы просчитали не менее 700 детских коек. А если совсем тяжело будет, готовы до тысячи развернуть. В Центре охраны материнства и детства мы большой корпус перепрофилируем под ковид и предусмотрим там 15 реанимационных мест.

По иммунизации по сравнению с той же Москвой мы выглядим не так хорошо. За прошлую неделю мы более 55 тысяч человек вакцинировали. Очень радует, что многие зашли на первую прививку. Уже в начале февраля мы перемахнем за отметку 60% взрослого населения. И порядка 200 тысяч человек нам останется до отметки 80%. Но важно понимать, что повторная вакцинация нужна каждые полгода. У нас на этот момент уже более 300 тысяч человек должно быть ревакцинировано. Но записались и пришли лишь порядка 70 тысяч. Популяционный иммунитет – вещь динамическая. Если мы будем «терять» этих людей, то и иммунная прослойка будет уменьшаться. Поэтому призываю всех приходить на повторную прививку. Полгода – это временно. Если мы ответственно подойдем к вакцинации, я уверен, в будущем будет достаточно одного укола в год.

На прошлой неделе в крае началась вакцинация подростков. Я и не сомневаюсь, что трудности будут. Тут мы сразу заходим на территорию антиваксеров. Ведь самое большое количество людей, кто решил не вакцинироваться, — это родители детей, к которым мы теперь должны прийти с прививкой. А сделать это мы можем лишь с согласия. Естественно, огромные трудности здесь будут.

Предварительную работу с Минобром мы провели и имеем уже порядка 6 тысяч согласий от родителей. Но чем дальше, тем на больший негатив мы будем заходить. Надеюсь, здравый смысл победит в итоге. Будем и дальше вести разъяснительную работу. Других вариантов у нас нет.

По предварительным данным, в 2021 году смертность значительно выросла, констатировал министр. Прирост относительно 2020 года – более 5 тысяч случаев:

-И нужно понимать, что в прошлом году мы более 5 тысяч прибавили по отношению к 2019-му. Совокупно итоги, увы, печальные. За два года пандемии смертность выросла более чем на 10 тысяч в год.

При этом нужно понимать, что 2021 год мы полностью прожили с ковидом. А в 2020 году в марте только первый случай был. Выраженной первой волны на Алтае не было, а всю сверхсмертность обусловила вторая.

Кстати, серьезный прирост вызвала больше третья волна. По нашим оперативным данным, в том же октябре 2021-го мы имели меньшую смертность, чем в октябре 2020.

Когда все это начиналось, мы предполагали, что пандемия может растянуться и на два года. Но масштаб бедствия мы явно недооценивали. Не думали, что коронавирус будет так сильно отвлекать отрасль от остальной деятельности. Но, на мой взгляд, мы уже адаптировались и по-другому на все это реагируем. Уже сейчас мы начинаем восстанавливать позиции по другим направлениям. Это ведь наше будущее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.