Наставница. Опытная и искренняя

Шли последние августовские дни. В свежевыкрашенных, чисто убранных классах было безлюдно и непривычно тихо. И только в кабинете иностранного языка за столами сидели учителя: Татьяна Ивановна Вдовенко делилась с коллегами своими знаниями и огромным педагогическим опытом. Она – районный методист. Имя ее не шумно. Оно не мелькало ни в одной из «обойм», время от времени вскипавших на поверхности беспокойного нашего педагогического моря. И вообще крикливость, словесная суета, активное участие в распределении стимулирующей части зарплаты – свойства, решительным образом противопоказанные характеру Татьяны Ивановны. Она просто добросовестно работает. Мне не раз приходилось видеть, как она переживала, когда кто-нибудь из учителей, родителей начинал говорить что-либо похвальное о ней. И если я от имени друзей-коллег все-таки отважилась сказать десяток-другой таких слов, то это потому лишь, что у доброго друга и коллеги юбилей. Дата трудная для самой юбилярши; для нас она хороша уже тем, что мы можем чуток смелее и откровеннее сказать Татьяне Ивановне, что она есть для нас и для того учительского дела, которое призвало нас всех к себе на службу.

…Девчонка как девчонка. Училась в средней школе №1. Почему-то из всех учителей запомнилась ей преподавательница немецкого языка. Совсем юная, она пыталась завоевать авторитет пронзительным криком и несусветными строгостями. Дети, подметив это, изводили ее с изобретательностью малолетних сорванцов и в конце концов выжили из школы. Таня, жалея учительницу, думала: «Не так надо, не так! Зачем она кричит? По-доброму надо. Я бы иначе все делала».

Училась хорошо. Почему-то с нее учителя и требовали полной мерой. Старалась вовсю, работала в комитете комсомола школы. Школу окончила она только с «четверками» по математике и физике. Раздумий, куда идти, не было. Правда, отец, Иван Александрович, пробовал увлечь дочь другим делом – юридическим. А Анастасии Иосифовне, всю жизнь проработавшей в потребсоюзе, нужно было только одно – дочери высшее образование.

Окончен факультет иностранных языков педагогического института в Барнауле. Никогда не забудет она свой первый урок английского языка в 5-м классе г. Арсеньева Дальневосточного края (к этому времени учительница английского языка стала женой молодого летчика Юрия Рогачева). Английский только входил в жизнь советской школы и популярностью еще не пользовался, так что ей приходилось его утверждать. Тонкий детский психолог, она учитывала склонность детей к игре, придумывала и разучивала маленькие, но увлекательные этюды. Все получилось. Значит, сможет и дальше. Смогла. Смогла и в Будапеште (где муж командовал эскадрильей), и в Ивано-Франковске, в малюсенькой школе военного городка, и может вот уже почти 23 года в Троицкой средней школе №2. «Дети, конечно, испытывали меня везде, как и других. Однажды спросили: «Как будет «хомяк» по-английски?». Я ответила: «Не знаю. Наверное, потому, что не люблю крысовидных». Ну, не так-то проста Татьяна Ивановна. Она знает: педагогу не зазорно показать слабость, он живой человек. И если уж ты «проиграла», постарайся взять реванш. И через несколько дней Татьяна Ивановна вроде бы между прочим завела разговор о животных, о лошадях, которых любит и знает, об экзотических зверях из Австралии. И так у Татьяны Ивановны всегда: если сегодня она не сумела ответить на вопрос, дома смотрит нужную литературу и потом на уроке английского затевает целую «английскую» дискуссию, которая запоминается детям больше, чем момент, когда они «поймали» учительницу.

А теперь она – районный методист. Каждому начинающему учителю она необходимая наставница. Заметьте, не формальная, назначенная, а та, к которой сам тянешься и кто искренне заинтересован в твоем успехе. Я часто бываю у нее на уроках. Она моторная, импульсивная. И прикрикнуть может, и по столу стукнуть. Но не от бессилия, а потому, что считает: реакция на поведение учеников должна немедленно проявиться внешне. «Учитель подчиняет себе ежесекундно весь класс. Отклик его на тон класса должен быть мгновенным». Вот уже ее, и только ее, педагогический вывод, полученный из большого опыта. «Видимо, и пресловутый педагогический постулат «Держите дистанцию, иначе они сядут вам на шею» я понимаю по-своему. Не мы ее устанавливаем, эту дистанцию, а дети. И разная она. На уроке одна, после урока другая. На уроках преобладает авторитет специалиста, после – человека».

В ее классе всегда коллектив. Очень часто они вместе, значит, они друг другу нужны. И дружбу в ее классах понимают по-другому. «Когда они в пятом приходят ко мне, они думают: «Настоящий друг тот, от кого я много получаю, кто для меня все сделает». А уже где-то в 7-8 классах они наверняка знают: главное в дружбе – отдавать, а не получать».

«А сейчас ведь и с родителями все ох как не просто. Казалось бы, и контакт налажен, и места для обмана не остается. И все же, и все же… Все хотят добра своим детям – это понятно, но не все одинаково понимают, в чем оно, добро-то. И не каждый родитель умеет найти верный путь к сердцу ребенка. Кое-кто пытается преодолеть эти трудности руганью, даже дракой… Тут много еще думать и думать».

«Конечно, проблем у учителя сейчас сто тысяч и одна. И общие, и для каждого свои. А мне кажется, главная наша проблема сейчас – «щедрость» в оценках. Знаем, что не тянет на «тройку», а ставим. Ведь и директора не хочется подводить – с него требуют проценты, и бездельнику боимся жизнь испортить. А ведь эти натяжки вредны прежде всего самому ребенку. У него ведь самокритичности ноль, а раз поставим ему «четверку», он тут же проникается уверенностью, что на «четверку» и знает. Нет, такая наша доброта, кроме вреда, ничего не приносит».

«Люблю детей, люблю школу. И пусть наши выпускники приходят не к кому-нибудь домой, а в школу, пусть школа останется для нас всех символом детства, тем место, где каждый из нас становился человеком. Я верю: если дети сохранят любовь к своим учителям, они не смогут быть плохими людьми».

Татьяна Ивановна, милая, с юбилеем! Вы надежный друг, наш добрый и мудрый сподвижник на педагогической стезе. Вам исполнилось толечко мало лет! И Ваше плечо мы еще долго будем чувствовать возле своего плеча. А когда так, поверьте, легче в работе, легче шагать по жизни.

От имени всех учителей иностранного языка района И. ЗАБОЛОТНИКОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.