Ничего невозможного нет

«Смотрите на звезды, а не под ноги. Вы способны на большее, чем вы думаете!».
(Ник Вуйчич, «Жизнь без границ»).
Неслучайно я привела цитату всемирно известного австралийского христианского проповедника, писателя, общественного деятеля и харизматичного оратора, который родился без рук и ног, но, несмотря на это, живет полноценной жизнью, вдохновляя людей собственным примером.
Люди с ограниченными возможностями здоровья… В последнее время о них говорят все больше и больше. Они вокруг нас, они среди нас. А может быть, мы – это тоже они? Где грань между больным и здоровым и кто может дать ответ на этот вопрос, когда точно не известно, о каком здоровье в данном случае идет речь? Если о физическом, то уместно вспомнить успехи паралимпийских спортсменов, которые достигают немыслимых побед и, несмотря на тяжелые физические увечья, делают то, на что не способны многие из нас, имеющих здоровые руки и ноги.
Что же касается здоровья психического, то здесь еще сложнее. Ведь доподлинно известно, что многие гениальные творцы были, мягко говоря, не совсем обычными людьми, которым зачастую довольно сложно было строить свои отношения с окружающими. Непросто адаптироваться в обществе и детям, которые имеют различные серьезные заболевания.
Именно для работы с такими необычными детьми – с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – создана служба психолого-педагогической помощи в Троицкой средней школе №2, которая осуществляет свою деятельность не только в рамках образовательного учреждения, но и, пожалуй, всего района.
-Все началось еще в 2008 году, когда наша школа получила один миллион рублей за победу в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Часть средств из этой суммы мы потратили на профессиональную подготовку учителя начальных классов Е.Г. Евсиковой, которая прошла полноценное обучение и получила второе высшее образование по специальности олигофренопедагог, – рассказала директор школы Ольга Николаевна Воробьева. – Необходимость этого была вызвана тем, что с каждым годом увеличивалось число особенных детей, а специалистов по работе с такими детьми не было, за исключением педагога-психолога С.А. Чепуриной. В том же 2008 году в штатное расписание был включен второй психолог, и в Троицкой средней школе №2 начала работать педагог-психолог О.В. Сысоева. В 2014 году на базе нашей школы открылся районный кабинет, цель работы которого – оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям, а также учителям, работающим с такими детьми. В этом направлении работают и медицинский работник С.А. Шуватова и социальный педагог Н.Ю. Пашкова, таким образом, мы получили все основания для того, чтобы подать заявку на открытие еще одной инновационной площадки по работе с детьми с ОВЗ, что и сделали в 2015 году. Кроме вышеназванных специалистов у нас прошли профессиональную переподготовку в рамках программы «Доступная среда» учитель начальных классов Е.И. Лобко, а также заместители директора по УВР Е.Н. Рощупкина и Н.М. Первова. С новым стандартом рождаются новые потребности. Например, нам просто необходим логопед или дефектолог. В наши ближайшие планы входит также создание комнаты психологической разгрузки, мы уже выделили для этого кабинет, но, к сожалению, оборудование по программе «Доступная среда» мы еще не получили. Надеемся, что у наших учеников будет современная комната психологической разгрузки.
Педагог-психолог Светлана Анатольевна Чепурина отметила, что большую ежедневную работу по сопровождению детей с ОВЗ выполняют и классные руководители.
Оксана Викторовна Сысоева, педагог-психолог, рассказала, что еще до недавнего времени со всеми школьниками учителя работали одинаково. Сегодня благодаря достижениям современной психологии и медицины появилась возможность выделить различные категории среди детей с ОВЗ и в зависимости от этого выстраивать систему работы по оказанию индивидуальной психологической помощи. И неслучайно самым первым этапом работы является установление контакта с родителями. Ведь обследование ребенка возможно только при условии их согласия. Некоторые родители, вместо того чтобы прислушаться к мнению психолога и классного руководителя, не хотят заниматься обследованием или же скрывают диагноз ребенка, считая, что так будет лучше для него. На самом деле, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности, педагогам и психологам необходимо знать точный диагноз. Если, например, невнимательных, неусидчивых и агрессивных детей раньше называли просто «трудными», то теперь существует такое понятие, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. У таких детей часто меняется настроение, они испытывают трудности с концентрацией внимания, избегают скучных и требующих умственных усилий заданий, поэтому для них чрезвычайно важна мотивация. А в работе с аутистами следует обращать больше внимания на их внутренний мир, который они глубоко скрывают порою даже от самых близких людей. Только достигнув полного взаимопонимания с таким ребенком, можно подобрать к нему ключик, помочь ему адаптироваться в реальной жизни, которую ему очень сложно принять. Но зато такие дети зачастую обладают незаурядными умственными способностями и нестандартным складом ума, поэтому работать с ними хотя и сложно, но интересно.
Светлана КУДИНОВА.
Читайте материал полностью в номере газеты за 19 марта 2016 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.