Парень девушку домой проводил с гулянья…

Каждый из нас хоть раз задумывался: почему жизнь сложилась именно так? Могла ли она быть иной? Наверное, многие спустя годы хотели бы что-то изменить в своей судьбе, но это невозможно, время не повернуть вспять. Жизнь одна, и каждый – кузнец своего счастья, как бы банально это ни звучало. А в семье, которая существует десятки лет, оба – и муж, и жена – кузнецы своего совместного благополучия.

13 декабря мне посчастливилось познакомиться с такой супружеской парой. Вопреки официальным документам Пастуховы из поселка Октябрьского отмечают годовщину свадьбы именно в этот день, в нынешнем году – уже в 50-ый раз. Полвека вместе… Несмотря на жизненные перипетии, трудности и неурядицы, — вместе.

Когда мы договаривались о встрече, я и не знала, что приеду к ним в такой знаменательный день, а хозяева встретили меня с исключительной теплотой, и даже появилось ощущение, будто мы знакомы очень давно. Мария Федоровна, несмотря на неважное самочувствие, старалась бодриться и улыбалась. А Михаил Григорьевич во время разговора все поглядывал на нее и потихонечку гладил ее руку, и это было очень трогательно. Не растеряли они в вихре лет теплоту, свойственную близким людям.

История их любви началась просто. Михаил, молодой парень из Горнового, приехал учиться на бригадира в райцентр. Кто-то позвал его на товарочку за сопку – там собиралась по вечерам молодежь. И здесь он увидел Машу. Проводил до дома. На следующий день, перед отъездом в свое село, с товарищами зашел в универмаг и увидел девушку в парфюмерном отделе, очень напоминающую Машу, но с прической и накрашенными губами. Несколько раз порывался подойти к ней и спросить: вчерашняя ли ты знакомая? Но постеснялся, боялся обознаться и попасть впросак. С такими мыслями и уехал домой…

Михаил Григорьевич вспоминает:

-Родом я из Горнового, отучился в школе, пошел в армию. Служил на Севере в ракетных войсках, был радистом, до сих пор помню морзянку, иной раз пальцы сами ее на столе отбивают. 11 месяцев учился на радиста в школе сержантов. Сначала приноровился одеваться за 45 секунд, пока горит спичка. А потом натренировался, хватало и 20 секунд. Пришел в часть, но молодых не обижал, сам помнил, чего хватил. Когда в карантине был, «старики» нам кашу приносили, им-то она уже поперек горла была, а мы и свою, и их съедали. Когда демобилизовались, хотелось парням домой красивыми вернуться. А нам давали сапоги, ремень, шапку и шинель на три года. «Старый» едет домой – снимает с «молодого» все новое. До сих пор помню, я принимал у дембеля радиорубку, и он мне сказал: «Ну что, Михаил, отдавай мне свои обновы – ремень и шапку»… Выстроили нас после ухода «дембелей» – мама дорогая, кто в чем! Ну, и я перед отъездом домой сказал «молодому»: «Тебе еще три года служить, давай новье». А сапоги не нашел по размеру. Тогда я – к капитану: «На вокзале выйду, а мне скажут – что ж ты, сапог не мог заслужить, в сношенных идешь». Он тогда махнул рукой и дал новые. Мы служили по три года, демобилизовался я в 1965 году. Часто вспоминаются армейские друзья, хотелось бы знать, остались ли еще живые.

Мария Федоровна родилась «в пнях», — так, смеясь, говорит Михаил Григорьевич. Семья ее жила на лесном участке возле Заводского, а потом переехали в Троицкое. Сначала ее взяли ученицей продавца, а потом и в штат вписали…

После знакомства Маша запала в душу Михаилу. Он был неробкого десятка, и долго не думая, засобирался в райцентр, а матери сказал: «Если не приеду через два дня, значит, жди, везу невесту». Приехал в Троицкое, чтобы идти сватать девушку. А раньше принято было звать с собой свидетелей.

-Я по дороге встретил двух мужиков, — вспоминает Михаил Григорьевич, — объяснил, в чем дело, и они согласились со мной пойти. Заходим в избу, а ее семья в этот момент за столом пельмени стряпала. Ее мать сразу все поняла, заплакала. Так и сосватал. Раньше в райцентре были квартиры, где деревенские могли переночевать, и я ее привел туда. А утром отправились ко мне в деревню, подъехали к дому, и я Маше говорю – вот здесь будем жить. Приехали по темноте, мать открыла, а я свою невесту вперед подталкиваю. Она сразу ее приняла, хотя родственники мне уже приметили другую невесту, деревенскую. По селу поползли слухи, что приехал я с невестой, а ее же показать надо. И пошли мы с ней в кино. Пришли, сеанс уже начался, а нас кто-то увидел, даже фильм остановили, свет включили, все на нас посмотрели, и только потом продолжилось кино. Мы с Машей так и жили бы, но мать настояла на том, чтобы зарегистрировались, и 19 января 1967 года нам выдали свидетельство о браке. Мне оно понадобилось всего один раз, когда праздновали серебряную свадьбу. В то время как раз был «сухой закон», спиртное нигде не купить. Я пришел в сельсовет к председателю и говорю: «Праздник у меня будет, надо бы отметить». Он подумал и говорит: «Неси свидетельство о браке». И на складе мне выдали аж целый литр водки.

В 1972 году семья Пастуховых, уже с двумя сыновьями-погодками, переехала в поселок Октябрьский.

-Нам дали вот эту самую квартиру, в то время она стояла еще не дранкованная даже. Для своих рабочих птицефабрика строила жилье, – говорят Пастуховы.

Мария стала работать птичницей. Одна обслуживала 40 тысяч кур и собирала от них яйцо. Михаил шоферил, на бортовой машине ГАЗ-52 возил яйцо в Барнаул, Бийск, Омск. За вакциной ездил, за добавками разными, возил кур на мясокомбинаты.

Так, не успев оглянуться, и прожили Пастуховы 50 лет вместе. Конечно, за это время все было в семье: и ругались, и мирились. Первым на примирение шел муж.

-Я если и вспылю, то быстро отхожу, – говорит Михаил Григорьевич. – Смотрю, Маша сердится. Подойду, обниму, ласковое слово на ушко скажу, гляжу, уже с улыбкой от меня отмахивается, а потом и обида проходит. Так и миримся. А сейчас уж и не до ссор. После того как Маша сильно заболела, пришлось мне всю домашнюю работу на себя взять. Теперь я понимаю женщин, которые ежедневно одно и то же делают. Это никогда не кончается: мытье посуды, уборка, стирка, готовка… И когда все успевают? Хорошо, что сейчас она мне немного помогает, то рядом посидит, а то и картошку почистит – уже большое дело.

Младший сын живет в Барнауле, а старший – в Тальменском районе. У Пастуховых пять внуков и один правнук. В гости дети стараются приезжать как можно чаще, а созваниваются почти каждый день. После бурана обязательно кто-нибудь из сыновей навещает – надо помочь снег почистить. На Новый год приезжают в гости с внуками.

-Праздники мы любим, стараемся семьей собраться, — поделился Михаил Григорьевич.

Но самый «голодный» праздник у них – 8 Марта: у него день рождения, а у Марии Федоровны – женский день, и кто должен готовить?.. Раньше в этот день в гости всегда приезжала теща, зятю привозила много вкусной еды, а дочери дарила подарки.

Несмотря ни на что, супруги Пастуховы и сейчас любят праздники, с воодушевлением ждут Новый год. А еще хотят за большим столом собрать всех родственников на свою бриллиантовую свадьбу – 60-летие супружеской жизни.

Наталья Заболотина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.