Блокадникам есть что вспомнить…

Андрей и Екатерина Низовские, жители Санкт-Петербурга, еще несколько лет назад и не думали, что когда-нибудь всей семьей совершат поездку на Алтай. Главную роль здесь сыграл Олег Николаевич Низовский, отец Андрея.

А началось все в далеком 1942 году, когда годовалого Олега вместе с другими детьми из детского дома эвакуировали из Ленинграда в Сибирь, в Боровлянку, где маленькие ребятишки прожили зиму в бараке. Не все из них увидели весну 1943 года, 88 детей не дожили до тепла.

В 2012 году в селе состоялось событие краевого масштаба – торжественное открытие мемориала памяти детей блокадного Ленинграда. Олег Николаевич одним из первых откликнулся на призыв о сборе денег и на 9 Мая 2013 года побывал в Боровлянке. От этой поездки у него осталось столько впечатлений, которыми он поделился с сыном, невесткой и внуками, что они решили все увидеть своими глазами. И вот в конце июля В.М. Шаров, заместитель главы администрации района, и Е.А. Березикова (напомним, Екатерина Анатольевна много лет занималась краеведческой и патриотической работой в Боровлянке) встречали семью Низовских на трассе. Гостей в лесном селе ждали с нетерпением. В музее Приобских лесов их радушно встречали боровлянцы, в том числе и блокадница Нина Андреевна Ломакина-Смирнова, которая почти всю жизнь живет здесь. После экскурсии за чашкой чая Низовские немного рассказали, как добирались в наши края на автомобиле.

-Олегу Николаевичу в силу возраста уже тяжело переносить дальние расстояния на машине, и до Новосибирска мы его отправили на поезде, а там встретили, – рассказывает Екатерина. – Он очень хотел еще раз побывать у вас и внукам показать памятник.

УОлега Николаевича в свидетельстве о рождении стоит дата 29 июня 1941 года, в графе «отчество» — прочерк. Как он попал в детский дом, тоже доподлинно неизвестно. Когда ему было шесть лет, его перевели в детский дом в Камень-на-Оби. Остались воспоминания: детский дом обособленно стоял на берегу реки, и, чтобы попасть в школу, ребятам нужно было переплавляться через нее. Весной и осенью переправы через реку не было, и дети не ходили в школу, голодали – на обед у них были жмых и стакан кипятка. Олег Николаевич вспоминает, что ласки он не видел, только подзатыльники да затрещины. В 14 лет его отправили в колхоз, где до армии он мыкался по чужим людям, а лишний рот никто кормить не хотел. В колхозе ему дали отчество Макарович, но оно ему не нравилось, и лишь в 1962 году, когда его призвали в армию, он стал Олегом Николаевичем. Служил в Амурской области в ракетных войсках, и там ему посоветовали ехать в Ленинград и попытаться найти хоть кого-нибудь из родственников. В незнакомом городе с семью классами образования ему сначала пришлось несладко, но мир не без добрых людей, нашлись отзывчивые и сердобольные, помогли ему устроиться на предприятие Гознака, где он проработал до самой пенсии. И всю свою жизнь он не перестает искать сведения о своих родных, впоследствии ему стали в этом помогать сын и невестка. Официальный статус блокадника он смог получить лишь в 2012 году.

После теплого приема в музее семья Низовских отправилась в гости к Наталье Федотовне Крахмалевой, которая сопровождала эвакуированных из блокадного Ленинграда детей в далекую Боровлянку. Сегодня ей 92 года, но военные годы она очень хорошо запомнила. В прошлый свой приезд Олег Николаевич тоже был в гостях у Натальи Федотовны – для него дороги каждая деталь, каждый человек того времени.

На кладбище ветеран-блокадник сразу отметил новое – появилась калитка, чтобы скот не мог попасть на это священное место. Все склонили головы у мемориала, возложили цветы.

Екатерина Анатольевна напомнила о том, как появился памятник детям блокадного Ленинграда:

-В 2000 году в «Алтайской правде» вышла статья, в которой жители Бийска обратились к совету ветеранов Боровлянки с напоминанием о том, что к ним привозили деток из Ленинграда: «Многие из них были так измождены, что умерли на вашей земле, и чтобы почтить их память, нужно поставить хотя бы крест, где похоронены ленинградские детки». И с этого все началось, поддержали сельчане, районная и краевые власти, подключились блокадники, ленинградцы, и в результате мы собрали более 500 тысяч, и получился такой красивый памятник ребятишкам. Большая заслуга нашего боровлянского главы Владимира Егоровича Фомина, который, засучив рукава, наравне с другими облагораживал это место. Сначала было 66 фамилий, а при дальнейших поисках добавились, и сейчас их 88.

Внук Олега Николаевича Сева и возле памятника, и в музее читал стихотворение о блокадном Ленинграде, которое выучил специально для этого дня.

Андрей Низовский поделился впечатлениями:

-Раньше мы читали об Алтайском крае, смотрели фотографии, но увидеть воочию – совсем другое дело. Хотелось показать детям места, где жил их дед. У сына надолго останутся впечатления о рыбалке в Камне-на-Оби. Дальше мы едем в Горный Алтай, где также наберемся впечатлений. Кстати, как водитель могу сказать, что у вас отличные дороги, у нас в Питере не везде такие.

Екатерина добавила:

-Для Олега Николаевича эта поездка очень важна. Его жизнь – это поиск своего прошлого, без которого человек не может жить. Мы ему помогали, также делали запросы везде, но, к сожалению, безрезультатно. И когда он в первый раз побывал здесь, было видно, что ему стало легче, здесь он нашел частичку своих корней, и ему хотелось еще сюда приехать. У вас просто замечательные люди, которые приняли нас со всей душой и, мало того, подарили фильм о Боровлянке, сделали много других подарков, а главное – масса позитива и море впечатлений.

Немногословный Олег Николаевич прикоснулся к плитам, на которых высечены имена, фамилии детей блокадного Ленинграда, их возраст: семь месяцев, один год, два года, три… Такие короткие жизни, такие трагические смерти…

Наталья Заболотина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.