Что губит «коммуналку»?

23 марта в рамках единого краевого информационного дня в районе побывал заместитель руководителя Государственной жилищной инспекции Алтайского края Н.М. Речкунов. На встречу с ним были приглашены главы администраций сельсоветов, представители коммунальных организаций района.

Единый информационный день в Алтайском крае проводится с целью улучшения информирования населения о работе администрации и органов исполнительной власти Алтайского края, получения объективной информации о положении дел в муниципальных образованиях, учета общественного мнения при определении стратегии и тактики реализации программ социально-экономического развития края и оперативного решения возникающих на местах проблем.

Энерготарифы растут слишком быстро

После доклада о социально-экономическом положении края Н.М. Речкунов предложил задать ему вопросы, и их оказалось немало.

Справедливое негодование вызывает у глав и коммунальщиков рост тарифов на электроэнергию. Дело в том, что тарифы водоснабжающим организациям в год увеличивают до 15%. Причем на 15% тариф может возрасти в лучшем случае, а энергетики, как высказывались многие присутствовавшие на встрече, подняли стоимость киловатта на 36%. Кроме того, энергетики хотят, чтобы потребители в лице МУПов и других коммунальных организаций вносили предоплату за электроэнергию, аргументируя это тем, что и они, в свою очередь, покупая электроэнергию на рынке, вносят предоплату. Плохо и то, что энерготарифы, в отличие от тарифов на водоснабжение, не регулируемые, что влияет на финансовое положение поставщиков воды.

Наиболее эмоциональным по данному вопросу, пожалуй, было выступление главы администрации Петровского сельсовета С.В. Киреева:

-В своем выступлении Вы говорили о повышении социального уровня населения. О чем Вы? У нас скоро воды не будет. Энергетики предупредили МУП о задолженности (более 60 тысяч рублей). Следующим шагом будет ограничение водоснабжения. МУПу текущие платежи производить нечем, а энергетики хотят предоплату. Не могу найти в селе человека на должность директора МУПа, потому что у него зарплата 4,5 тысячи, а контролирующие органы штрафы выписывают. На лицензирование около ста тысяч рублей нужно. Где их взять, если даже с энергетиками рассчитаться нет возможности? Не будет лицензии, директору МУПа полгода придется работать на штраф за ее отсутствие. Кроме того, нужны деньги на выплату зарплаты, налогов. На ремонт нужны средства – водопровод изношен.

-Рост тарифов действительно имеет место, — сказал Н.М. Речкунов. — Чтобы администрация края могла контролировать рост тарифов, в прошлом году было создано управление по государственному регулированию цен и тарифов, оно занимается мониторингом ситуации и подобными заданному вопросами. Модернизировать систему водоснабжения можно, участвуя в различных программах.

-Мы бы рады в программу какую-нибудь попасть. Но как? — говорили представители МУПов. — У нас на скважины нет правоустанавливающих документов, их, видимо, никогда и не было. А энергетики лучше бы не предоплату требовали, а позволили рассчитываться с ними на месяц позже. Нас и так везде поджимают: налог не уплатил – пеня, зарплату задержал – к прокурору и так далее.

Директор АУ «Тепловые сети» В.Д. Юматов  высказался еще по одной коммунальной проблеме:

-Мы должны заниматься энергосбережением, этого требует закон, но почему-то при сокращении энергопотребления возрастает тариф, а чем выше энергопотребление, тем ниже стоимость.

Представитель жилинспекции подтвердил, что в законе об энергосбережении есть противоречия, и выразил надежду, что Минрегионразвития их устранит.

-Управлению по регулированию цен и тарифов не мешало бы провести семинар, — добавил Валентин Дмитриевич. — А то нам тариф увеличивать не дают, мы убытки несем, не можем модернизацию провести да и услуги нормально оказывать.

По итогам проведения единого информационного дня докладчики в течение трех дней представляют в управление администрации края по работе с органами местного самоуправления и организационной работе справку-отчет, в которой отражают заданные вопросы, поступившие обращения и заявления, требующие рассмотрения и принятия мер.

Н.М. Речкунов с пониманием отнесся к проблемам коммунальщиков и заверил, что обо всех поднимаемых вопросах и проблемах он доложит заместителю губернатора Б.В. Ларину.

Отрасль несет убытки

В прошлом году на территории района осуществляли деятельность 16 предприятий ЖКХ (в 2009 г. – 11, в 2008 г. – 13), кроме того, четыре непрофильных предприятия. За 2010 год предприятиями ЖКХ было реализовано 644,22 тыс. кубометров воды (в 2009 г. – 672,81 тыс. куб., в 2008 г. – 719,51 тыс. куб.), в том числе населению 516,45 (в 2009 г. – 540,66 тыс. куб., в 2008 г. – 534,76 тыс. куб.). Убыток отрасли в 2010 г. составил 5101,94 тыс. руб.

Основной причиной убыточности предприятий ЖКХ района является неудовлетворительное состояние системы водоснабжения населенных пунктов. Износ водопроводных сетей и сооружений достигает 70-80%. Их восстановление требует значительных финансовых затрат. Скважины – 70-80 г.г. бурения, фильтровые колонны практически выработали нормативный срок, из-за чего производится частая замена погружных насосов, увеличение расхода электроэнергии в расчете на один кубометр поднятой воды. Одна из причин – большая задолженность потребителей за коммунальные услуги.

Минрегион в курсе проблем

Кстати, 22 марта в Министерстве регионального развития прошло совещание по вопросу привлечения частных инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства. Провел совещание министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. Он сообщил, что специалистами Минрегиона проведен детальный анализ ситуации в отрасли, на основе которого выделены проблемы, ограничивающие возможности для инвестиций в коммунальную инфраструктуру, в частности, отсутствие долгосрочных макроэкономических прогнозов развития коммунальной инфраструктуры, методологии расчета долгосрочных параметров тарифного регулирования, отсутствие стабильных долгосрочных цен на энергоресурсы, отсутствие проектной документации и средств на ее разработку, отсутствие долгосрочного заемного финансирования и достаточного обеспечения (залоговой базы) для его привлечения, а также жесткие тарифные ограничения, не позволяющие осуществлять значимые инвестиции за счет тарифных источников.

Для решения обозначенных проблем предлагается перечень мер, необходимых для активизации привлечения частных инвесторов: модернизация объектов коммунальной инфраструктуры путем реализации проектов привлечения на конкурсной основе квалифицированных операторов, повышение эффективности за счет передачи объектов инфраструктуры в долгосрочную концессию (передача прав на эксплуатацию на взаимовыгодных условиях), формирование условий долгосрочного тарифного регулирования.

Андрей ТИМОХИН.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.