Вначале проверяй, а потом доверяй!

На какие только ухищрения не пускаются злоумышленники, чтобы украсть у кого-то деньги. Причем мошенники идут в ногу со временем, используя новейшие технологии, в том числе и цифровые. Кроме того, они изучают психологию и в ряде случаев применяют ее приемы на практике.

Д.В. Рыбальченко, начальник отдела уголовного розыска МО МВД России «Троицкий», ответил на вопросы о том, как обезопасить себя в конкретных ситуациях, трудно ли раскрыть такие преступления и какова их статистика по Троицкому району.

-Денис Владимирович, какие виды обмана чаще всего применяют мошенники?

-В первую очередь хочу сказать о том, как не попасть на удочку мошенников. Если кому-то поступил на телефон вызов, особенно с незнакомого номера, то лучше всего на него не отвечать. Мошенники могут находиться в любом городе России, и они, как правило, при наборе номера используют метод случайности. Конечно, не исключено, что звонят они целенаправленно, возможно, каким-то образом узнали номер конкретного абонента или даже раздобыли базу данных. При телефонном разговоре они представляются сотрудниками какого-либо банка и говорят, что мошенники атакуют банковскую карту и нужно сообщить данные. Иногда даже представляются сотрудниками правоохранительных органов. Бывает, что люди принимают на веру эти разговоры и сообщают свои реквизиты, чего делать категорически нельзя. Таким образом злоумышленники и похищают денежные средства, обналичивая их через банкоматы или другим способом. Одно время использовалась схема, когда звонивший представлялся родственником или близким другом и просил, например, помочь деньгами на лечение или срочно выручить из неприятной ситуации. В последнее время эта схема используется редко.

-Как еще действуют злоумышленники?

-Часто бывает так, что владелец банковской карты теряет ее, а нашедший вместо того чтобы сдать в банк, осуществляет покупки на небольшие суммы. Также применяются схемы с использованием сайтов купли-продажи, когда покупателю предлагается внести аванс. Нам известны факты, когда люди доверяют и переводят деньги на указанные в объявлениях счета. Есть факты, когда мошенник попросил у человека телефон якобы для срочного звонка, а фактически для перевода денег с электронного кошелька на свой счет. Случаются факты, что приходит СМС с уведомлением, что человек выиграл крупный приз, а для его оформления или доставки просят перевести определенную сумму.

-Трудно ли раскрыть такие преступления?

-Преступления, связанные с передачей кому-либо реквизитов карты, раскрываются трудно. Злоумышленники идут на разные ухищрения: оформляют карточки на лиц без определенного места жительства или по чужим паспортам. При обналичивании часто закрывают свое лицо перед банкоматами, имеющими встроенные видеокамеры, иногда пользуются за небольшую плату услугами малолетних или пьющих граждан.

-Какова основная категория пострадавших?

-К сожалению, чаще всего страдают от действий мошенников доверчивые люди старших возрастов. Молодежь попадает на «развод» реже, но уже по причинам жадности, непонимания, незнания простых действий, любопытства или азарта. Есть граждане, которые неоднократно попадались в сети мошенников, первые факты их обмана не стали для них уроком.

-Как не стать потерпевшим?

-Не отвечать на звонки незнакомцев, проверять информацию, задавать звонившему вопросы личного или даже интимного характера, о чем знают только близкие люди. Известен факт, когда одна бабушка на звонок от имени якобы друга пострадавшего в аварии сына ответила, что он находится дома. Другой молодой человек на звонки «из банка» отвечает, что сам является сотрудником службы безопасности банка. При подобных ответах злоумышленники прекращают разговоры.

Не надо переводить деньги для участия в каких-либо акциях или розыгрышах, а при покупке товара у частных лиц не нужно давать залог или предоплату. При покупке товаров через Интернет выбирать только поставщиков, имеющих пункты выдачи, где нужно при получении посмотреть, что вам прислали именно тот товар, который заказывали. Таким образом, можно проверить его качество, и если он по каким-либо причинам не нравится, отказаться от приобретения. Когда ваш телефон привязан к банковской карте, не надо давать его в руки посторонним и даже знакомым. Если у вас просят любую информацию о вашей банковской карточке, немедленно прекращайте разговор – чем дольше ведется беседа, тем больше вероятность, что злоумышленник тем или иным способом разговорит вас и узнает реквизиты карты.

Хочу еще раз обратиться к нашим жителям с просьбой быть бдительными, не доверять звонившим, не давать реквизиты. Если потеряли банковскую карту – немедленно позвоните в свой банк и попросите, чтобы ее заблокировали. К сожалению, профилактика помогает не всегда, хотя часть граждан все-таки внимает нашим уговорам. О каждом случае мошенничества, пусть даже и неудавшемся, нужно сообщать в полицию.

-Какова статистика таких преступлений в нашем районе?

-Если сравнивать 2022 и 2021 годы, то видно, что таких преступлений стало меньше. В 2022 году так называемых дистанционных мошенничеств, то есть с использованием телефонов, компьютеров, социальных сетей, зарегистрировано 20 случаев, что на 15меньше 2021 года, но раскрываемость их очень низка, не расследовано ни одного дела. А вот преступлений с использованием банковских карт, когда потерпевший сам передает данные о своей карте, снизилось с 26 до 15, из них девять расследовано и направлено в суд, что больше на четыре случая, то есть раскрываемость значительно увеличилась.

-Спасибо за интервью.

Подготовил Виктор РЯБОВ.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.