Пять километров длиною в вечность…

Ночью 2 августа 1999 года недалеко от Кизляра с чеченской стороны административной границы начался обстрел КПП «Краснооктябрьское кольцо». Перестрелка продолжалась полтора часа. В тот же день, как напомнили в МВД, экстремисты решили «провести разведку боем». В районе села Гагатли Цумадинского района сотрудники милиции обнаружили примерно полсотни боевиков, которые спускались по склону горы со стороны Чечни. Заметив милиционеров, они открыли огонь. Завязалась перестрелка. К месту боя были подтянуты дополнительные силы МВД, в том числе омоновцы. Нападение было отражено, но боевикам удалось скрыться. Раненые были с обеих сторон. Несмотря на концентрацию в районе подразделений внутренних войск, ночью боевики предприняли еще одно нападение. В ходе 40-минутного боя недалеко от поселка Агвали трое милиционеров и двое военнослужащих получили тяжелые ранения. Еще троих дагестанских милиционеров боевики захватили в плен. Спустя пять дней после этих вооруженных провокаций экстремисты из Чечни начали полномасштабную агрессию на Дагестан. Около двух тысяч вооруженных до зубов бандитов под командованием Басаева и Хаттаба захватили селения Рахата и Ансолта Ботлихского района республики. Федеральному центру пришлось объявить о начале контртеррористической операции на Северном Кавказе. Это было начало второй чеченской войны…

По мнению командующего федеральными войсками в ходе боевых действий Геннадия Трошева, «практически операцией в Комсомольском завершилась активная фаза боевых действий в Чечне». Штурм села Комсомольское Урус-Мартановского района осуществляли российские федеральные силы, блокировавшие и уничтожившие здесь крупные вооруженные формирования Чеченской Республики Ичкерия, прорвавшиеся в село из Аргунского ущелья. В ходе боевых действий в селе уничтожено не менее 1200 боевиков,  из которых около 350уничтожено при попытке вырваться из окружения. Кроме того, более 70 было взято в плен (в основном раненые и контуженные).

Среди принимавших участие в боях за Комсомольское есть и наш земляк, Виктор Анатольевич Сапин, сержант-контрактник, механик-водитель БМП (боевой машины пехоты) знаменитого 160-го гвардейского танкового полка под командованием не менее знаменитого полковника, кавалера ордена Мужества Юрия Буданова.

…Когда уже шли бои за Комсомольское, их бросили на подмогу. Вблизи Комсомольского порядка шестидесяти российских солдат и офицеров попали в окружение. С одной стороны минное поле, с другой – горы, рядом – деревня и непрекращающаяся стрельба. Сколько в том окружении полегло парней, никто не считал. В окружении стояли, а точнее, воевали, около двух недель. Боеприпасы заканчивались, и командование принимает решение – надо доставить их любой ценой, прорвавшись через окружение. Что это значит, знает только тот, кто воевал. На прорыв отправили БМП, водителем которой и был Виктор. И все-таки есть на небе Бог – добрались до базы, расположенной за пять километров от места дислокации войск, набили под завязку ящиками с патронами кабину машины, нагрузили сверху, сколько можно было увезти, и тронулись в обратный путь. Парни на броне, а внутри, в окружении снарядов, ведет машину механик-водитель. Что будет, если в машину попадут при обстреле, – думать не хотелось… Долгим показался всем этот пятикилометровый путь, и все-таки они доехали, снаряды были доставлены.

В том окружении Виктор получил серьезное ранение. 8 марта начался артобстрел, во время которого разорвавшийся в паре метров перед ним снаряд снес полголовы солдату-срочнику и осыпал осколками Сапина. Очнулся он уже спустя пару дней в госпитале, и единственное, что помнил, – это красное месиво вместо бегущего впереди мальчишки.

-Этот пацан мне жизнь спас, — рассказывает  Виктор. И, немного помолчав, добавляет: — Страшное это дело – война…

А тогда его и других раненых смогли вывезти на вертолете сначала в Ханкалу, а оттуда переправили в госпиталь, во Владикавказ. Из головы вытащили два осколка, третий, удаление которого грозит полной слепотой, «оставили на память». Вот и напоминает теперь…

Подлечившись, вернулся в часть, где служил до вывода полка. А спустя два года в адрес старшины Виктора Сапина пришло сообщение о том, что он награжден орденом Мужества.

-Я и не ждал никаких наград. Знал только, что Буданов, светлая ему память, всех своих ребят, кто был тогда в окружении, представил к наградам. Наверное, за то, что боеприпасы, через окружение прорвавшись, мы с пацанами доставили, меня и наградили.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.