Сироты при живых родителях

Часто ли мы задумываемся на тему нашего взаимоотношения с детьми? Как мы выстраиваем с ними линию поведения, не слишком ли жестоко обращаемся? Специалистам Центра социальной помощи семье и детям в процессе работы с семьями, находящимися в группе риска, нередко приходится сталкиваться с проблемой насилия над детьми.

-Как правило, эта проблема возникает не одномоментно, — говорит Н.Д. Турукина, заведующая отделением профилактики и правонарушений несовершеннолетних Центра соцпомощи. – Семья долгое время находится в группе риска, постепенно вытесняя ребенка из своей структуры, чему, возможно, предшествуют какие-то значительные события (развод, болезнь, смерть или лишение свободы одного из супругов), и вот тогда дети становятся социальными сиротами, то есть это сиротство при живых родителях. Предпосылками сиротства является жестокое обращение с детьми.

-С какими видами насилия в семьях приходится сталкиваться?

-Можно выделить несколько видов жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) насилие. Распространенным является неспособность родителя или другого лица обеспечить ребенку внимание, поддержку. Это выражается в словесном грубом обращении с ребенком, в нелюбви, нерасположенности к нему, в постоянном обвинении в чем-то. Такое отношение приводит к снижению самооценки ребенка, утрате веры в себя и чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, разрушает здоровье ребенка.

-Вы общаетесь с детьми из неблагополучных семей. На что чаще всего жалуются ребятишки?

-Дети, посещающие наш Центр, жалуются не столько на то, что их избивали (хотя такие случаи тоже нередки), сколько на то, что не кормили, не заботились, не водили в школу, не уделяли внимание. Можно заметить, что у таких детей длительное время сохраняется подавленное состояние, они чрезмерно уступчивы, их поведение заискивающее, даже сверхугодливое, для них характерны склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста, неумение общаться, нередко такие дети высказывают угрозы или совершают попытки самоубийства, у них низкая самооценка, плохая успеваемость в школе и т.д.

Эмоциональная поддержка, помимо всего прочего, чрезвычайно важна для подростков. Но, к сожалению, в жизни все бывает наоборот. Чтобы не быть голословной, приведу несколько примеров. У подростка умерла мать, отец с горя запил. Старенький дом без должного ухода совсем обветшал, обвалилась крыша. Сын с отцом стали проживать там, где им не отказывали. Вскоре отец тоже умер. В дневной школе подросток не имел возможности обучаться, обучался в вечерней. Пенсию по потере кормильца не получал, так как обучался в заочной форме. Как вы думаете, что он выберет дальше: учебу или необходимость искать работу, чтобы хоть как-то прокормить себя?

Или: у подростка кроме больной матери никого нет, отец умер. Собственного жилья тоже нет. К тому же мать пьет. Ребенок, боясь потерять ее, скрывает, что мать злоупотребляет алкоголем. Матери до него нет дела, и как вы думаете, каким вырастет такой ребенок?

А как вам такая ситуация? Совершеннолетний молодой человек вернулся из мест лишения свободы. Мать злоупотребляет спиртным. Чтобы официально устроиться на работу, нужно хотя бы среднее образование, а у него всего семь классов. Что делать? Идти в общеобразовательную школу? Как бы на его месте поступили вы?

Как сложится в дальнейшем жизнь этих людей?

А вот недавний случай. Несовершеннолетний проживал в семье, где случилась предразводная ситуация. Мать злоупотребляет спиртными напитками, отец ищет выход, ругает ее, а иногда и бьет. Подросток ищет помощи у бабушки с дедушкой, затем у друзей. Ищет себе подобных друзей, чтобы его поняли, уходит из дома. В итоге родители развелись, ребенку хочется общаться с тем и другим, он мечется между ними. И вдруг отец потерялся совсем. Подросток проживает уже у бабушки с дедушкой. Мать выехала за пределы района. Следствие – плохая успеваемость, оставлен на второй год. Бабушка сокрушается: был ласковый, добрый ребенок, умненький, а стал…

Отсутствие эмоциональной поддержки со стороны родителей, учителей, соседей приводит к деформации личности ребенка и деградации. Иногда экстренное вмешательство специалистов по коррекции внутрисемейных отношений может предотвратить катастрофические последствия психологического насилия, оказывающие разрушительное влияние на развитие ребенка, его настоящее и будущее становление.

Задачей первого уровня профилактики жестокости является формирование ненасильственной, неагрессивной среды, окружающей наших детей. Ведь дети – это наше будущее, мир, в котором нам, взрослым, жить. Что мы сейчас сеем, то и пожнем в будущем.

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

При Центре соцпомощи семье и детям восемь лет существует клуб для подростков «Искра».

-На сегодняшний день, — рассказывает И.И. Буянова, социальный педагог-психолог Центра, — клуб посещают 16 подростков от 10 до 16 лет. Если в нашем обществе их называют «трудными», то здесь мы находим общий язык с ними и помогаем адаптироваться к реалиям современной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.