Любовь дороже всех подарков!

13 августа исполнится 90 лет жительнице райцентра Любови Афанасьевне Еньшиной. Задолго до этого в редакцию позвонил ее сын, Петр Леонидович Бутов, и попросил в связи с этим знаменательным событием рассказать о маме в газете. Его поддержали и остальные дети Любови Афанасьевны, а самой юбилярше эта идея не очень понравилась:

-Какая моя жизнь? Как у всех. Что про нее писать…

Но поскольку местную газету она выписывает и читает регулярно, только из уважения к районке на это интервью и согласилась.

И вот она начинает свой рассказ:

-Родилась я в селе Фунтики Топчихинского района 13 августа, хотя в документах записано, что 12-го. Наверное, кто-то суеверный был… В 1937 году родители переехали в Косиху. У мамы с папой я росла одна. Долгожданный братик родился 17 октября 1941 года. Отец в это время находился в «учебке» в Бердске, и мама поехала к нему в декабре с двухмесячным малышом, чтобы перед отправкой на фронт он увидел сына. От Косихи до станции Овчинниково ехали на лошади, запряженной в сани. Малыш простыл по дороге, и обратно мама привезла только одеялко…

Отец вернулся с фронта, но оставил нас с мамой – ушел к другой женщине. Так мы с ней и жили вдвоем…

После школы Любовь окончила курсы бухгалтеров и устроилась на работу в чайную, а вскоре в село приехал из Барнаула ревизор Леонид Петрович Бутов. Он частенько заходил в чайную на обед, вот и присмотрел молодую буфетчицу. Сначала увез ее с собой в город, но она там жить не захотела. Тогда стали выбирать, куда переехать, и остановили свой выбор на Троицком, куда и переехали в весной 1949 года. В том же году в семье родился первенец Женя.

-Троицкое тогда было деревня деревней, — вспоминает Любовь Афанасьевна. – Там, где сейчас администрация, было сельпо, где автовокзал – райпотребсоюз, а на месте площади – базар. Нам сначала дали комнату в здании бывшей столовой, там, где сейчас «Кристалл». А за стенкой была бондарня. Печка высокая, залезу с Женечкой, там его и купала, и пеленала. А в окно напротив видна была бухгалтерия райпотребсоюза, завесить-то его было нечем…

Потом буквально через дорогу освободилось полдома, и молодые переехали туда, посадили огород, купили корову. В семье появились еще дети – сын Володя и дочка Люба. Но не успели толком обжиться на новом месте, как прозвучал призыв об освоении целины, и муж поехал работать бухгалтером в колхоз «Победа». Так семья оказалась в Хайрюзовке, там снова обзавелись жильем, обустроили свой быт. В 1959 году родился младшенький – Петя. Несмотря на то, что хватало хлопот с детьми, Любовь Афанасьевна старалась использовать любую возможность, чтобы подзаработать: сама запрягала лошадь, грузила на телегу мешки с зерном и везла их на мельницу, а потом отвозила в райцентр муку продавать.

В Хайрюзовке прожили до 1963 года, а потом снова вернулись в Троицкое.

-Я работала в заготконторе, потом в промкомбинате, — рассказывает Любовь Афанасьевна. – Без отрыва от производства окончила курсы продавцов. Однажды поехала со своими фуфайками да верхонками на ярмарку. А там меня заприметила заведующая культмагом, и забрали меня в культмаг продавцом.

Старший, Женя, окончил Троицкую школу и поступил в Красноярское военное училище, остальные дети еще учились в школе, когда муж снова принял решение о переезде, на этот раз в Петровку, где создавался крупный свиносовхоз. Всем приезжающим специалистам в спешном порядке строили дома, вселилась в новый дом и семья Бутовых. Любовь Афанасьевна устроилась работать в хозмаг продавцом.

Но в середине 60-х она решила вместе с детьми вернуться в Троицкое, а Леонид Петрович остался в Петровке.

Вновь пришлось начинать все заново. Сначала работала кассиром в промкомбинате, потом случайно увидела объявление о том, что в детский сад «Чайка» требуется повар. Поваром она никогда не работала, но готовить на большую семью привыкла. Так и сказала заведующей, Юлии Степановне Медведевой, которая согласилась принять ее с испытательным сроком. В детском саду Любовь Афанасьевна проработала 12 лет, она купила домик на улице Чернышевского, дети окончили школу. Сыновья вслед за старшим братом поехали поступать в Красноярское высшее военное училище. Правда, средний, Володя, хоть и поступил, но не захотел там учиться, окончил курсы шоферов, ушел в армию, потом работал в Узбекистане. А вот младший, Петр, стал военным, даже исполнял, как тогда говорили, интернациональный долг за рубежом. Позже военное училище, но уже в Тюмени, окончил и внук Константин. Дочь Люба выучилась в Барнауле на технолога хлебопекарного производства, работала в пекарне, потом в детском саду.

Любовь Афанасьевна всю жизнь жила ради детей, и в ее планы не входило устраивать заново личную жизнь. Даже и предположить не могла, что судьба сведет ее с человеком, с которым 30 лет пролетят, по ее словам, как 30 дней. Александр Егорович Еньшин был уже далеко не молод, он прошел две войны, а на момент знакомства с ней работал сантехником в ЦРБ. Он овдовел, своих детей у него не было, вот общие друзья и решили их познакомить. Дети Любови Афанасьевны, хотя уже все были взрослыми, приняли его, как родного, да и она признается, что ни на минуту не пожалела о своем решении. Когда муж заболел, была с ним рядом до последнего дня, а его портрет, украшенный георгиевской лентой, до сих пор стоит на видном месте в одной из комнат ее уютного дома.

На пенсию она ушла из больницы, где последние годы работала сестрой-хозяйкой.

Семь лет уже одна, но одинокой себя не считает. Буквально через дом живут дочь Любовь с зятем Александром Анатольевичем Юдиным, младший сын, Петр, – в Красноярске, старший, Евгений, – в Москве, но тоже про маму не забывают. Правда, в этом году из-за сложившейся ситуации не смогут попасть на ее юбилей, но обещали, что обязательно приедут ближе к зиме. Только среднего сына, Владимира, уже нет в живых.

Благодаря стараниям детей скромный домик Любови Афанасьевны превратился в благоустроенный, со всеми удобствами. Большую помощь по хозяйству ей оказывает Нина Карловна Функ. Хотя многие дела Любови Афанасьевне еще и самой по плечу: она по-прежнему сажает небольшой огородик, ухаживает за цветами и не нарадуется на свои яблоньки, усыпанные наливными плодами. Кстати, как раз в тот день, когда мы встречались с будущей юбиляршей, ей привезли и установили новую плиту с духовкой, чему она была несказанно рада, и, судя по всему, ей не терпелось проверить ее в деле.

Любви в сердце Любови Афанасьевны огромный запас, такой, что хватит с лихвой на всех ее детей, а также восьмерых внуков, 11 правнуков и четырех праправнуков, не считая ее остальных родственников и близких знакомых. И думаю, все они накануне юбилея согреют ее своим вниманием. А ведь это дороже любого подарка!

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.