Игра, в которой все всерьез

 Кто-то когда-то назвал «Лидер» игрой. «Какая же это игра?! – изумляются те, кто впервые на «Лидере» побывал. – Здесь все всерьез, все по-взрослому». Когда-то «Лидер» был игрой во взрослую жизнь. Но постепенно игра превратилась в жизнь. Прошли времена, когда считалось крутым продемонстрировать умение петь, смеяться над соперником и перекрикивать его болельщиков. Вот Ирина Вегель, лидер организации «Крылатые» Красноярской школы, представила проект «Вторая жизнь». И этот проект для нее и ее единомышленников – настоящее дело, а не игра в деловых и взрослых. В ходе проекта школьники дали вторую жизнь цветникам, разрушенным во время ремонта школы. Место, заваленное строительным мусором, ребята очистили и разбили здесь новые клумбы. Все подсчитано: временные и финансовые ресурсы, вклад каждого участника проекта, даже количество саженцев и перечень сортов. Крылатые красноярцы не только благоустроили территорию родной школы, но и получили опыт взаимодействия с администрацией школы, односельчанами, ровесниками. Именно этот проект признан лучшим.

 Нет необходимости подробно объяснять правила конкурсной программы, она традиционна и почти не меняется много лет: самопрезентация «Моя гражданская позиция», социальный проект, публичное выступление. Есть конкурсы, в которых уже после первого выступления участников выявляются аутсайдеры. В «Лидере» так не бывает. После неудачной самопрезентации, спутав ветеранов с ветеринарами, забыв слова песни или даже название школьной организации, лидер может вдруг сконцентрироваться и уверенно представить проект. И это «вдруг» вовсе не случайно, оно может получиться, только если лидер настоящий, а не подготовленный за неделю до игры харизматичный и умный старшеклассник.

 В самопрезентации важно «зацепить» слушателя. Ирина Вегель запомнилась тем, что пыталась придумать желания для исполнения золотой рыбкой, но поняла, что все желания может исполнить сама! А Иван Желтяков из «Содружества» Пролетарской школы поделился планами стать инженером, потому что «Правительство России призывает молодежь идти в промышленность, а не в суды, банки и торговлю».

 Но главное испытание для лидера – защита проекта. Жюри – профессионалы, они сразу распознают, кто представляет проект, в котором сам участвовал, а кто рассказывает о чужой работе. Влада Дергачева, лидер «Союза старшеклассников» Троицкой школы №2, представила проект, в ходе которого в коридоре начальных классов появились Маша и медведь. Проект Яна Гинкеля («Мальчишки и девчонки» Зеленополянской школы) тоже был направлен на оживление коридора, где отдыхают малыши, «МиДовцы» сделали множество ярких картин. Алена Григорьева представила проект помощи ветеранам войны, который уже однажды первая школа представляла на «Лидере». Проект долгосрочный, Алена рассказала, как он развивается. Рассказывая о проекте, нельзя не то что солгать, но и даже просто ошибиться, хотя бы потому, что в зале сидят люди, хорошо знающие реалии школ. А допустил неточность – отвечай! Так случилось с Иваном Желтяковым, но об этом чуть позже. Сама юная участница «Лидера-2013» Жанна Часовникова, лидер организации Горновской школы «ИРИС», рассказала об опыте взаимодействия школьников с сельской администрацией. В селе есть памятник солдатам Великой Отечественной войны, но он в плачевном состоянии и находится между развалинами клуба и скотным двором. Школьники провели благотворительную акцию, собрали деньги на ремонт памятника. Денег, конечно, недостаточно, но зато сельская администрация «взяла ситуацию под контроль». Вот что значит это «под контроль», заинтересовало многих. И еще интересовало, как именно «ИРИС» обращался к сельской власти и как власть со школьниками общается.

 Проект, направленный на расширение социокультурного пространства школы представил лидер лучшей организации 2013 года «Факел» Беловской школы Иван Беспалов. К сожалению, план реализации проекта недостаточно конкретный, поэтому у многих остались вопросы. Ведь тема проекта актуальна в условиях, когда школа становится центром жизни молодежи в селе и при этом не должна превращаться в досуговый центр.

 Проект Алины Наталичевой, лидера «Республики неугомонных» Петровской школы, экологической направленности. Обычная ситуация – взрослые отдыхающие наносят вред природе, а школьники пытаются исправить это. Алина утверждает, что «неугомонные» убирают мусор и сажают деревья добровольно, по зову сердца и лидера организации. Алина – человек энергичный, эмоциональный и убежденный в том, что дети способны изменить мир вокруг себя. Она убедила в этом и всех нас.

 Публичное выступление на общую для всех тему «В моем селе жить здорово!» тоже вызвало интерес. Тем более что ребята, принявшие участие в «Школе лидера», учились находить аргументы в защиту именно этого утверждения. Ведь поначалу многие название темы произносили вяло или даже с сарказмом. Но после споров пессимисты попытались посмотреть на свою малую родину позитивно. Да, в селах нет молодежных клубов, кино и кафе, зато Алина Наталичева со своим папой выловила в реке «вооо-т такую щуку!», и в большинстве сел отремонтированы школы.

 А когда конкурсная программа завершилась и слово предоставили гостю, председателю комитета по образованию А.С. Тупикину, лидеры и болельщики завалили его вопросами. Но и Александр Станиславович задал лидерам несколько вопросов, среди которых был и адресованный Ивану Желтякову: «В твоем проекте заявлено, что в школе перестали действовать некоторые спортивные секции. Какие именно? Мне об этом ничего не известно». Председатель комитета пообещал выяснить ситуацию с секциями. Выступление А.С. Тупикина переросло в пресс-конференцию, даже за администрацию села Горновое ему пришлось «отчитываться»! Зато лидеры получили несколько дельных советов.

 Напоследок Ян Гинкель подарил Троицкому детско-юношескому центру, который организовал и провел «Лидер-2013», …горсть изюма. Для того, чтобы хватало изюминок в работе. Ведь время меняет лидеров, и за ними – современными, не совсем понятными и не все понимающими – надо не просто успевать. Надо шагать и действовать рядом с ними и быть, конечно, чуточку впереди.

 Елена КОЛЫХАЛОВА.

  Лидерам надо учиться

 Впервые накануне игры «Лидер» для ее участников была проведена «Школа лидеров». Как победитель районного тура прошлого года я поделилась опытом, рассказала, как проходит этот конкурс на краевом уровне, поделилась советами, как лучше преподнести свой социальный проект и по какому направлению лучше двигаться. Ребятам предлагалось поработать группами и представить предложенный им социальный проект, с чем они справились очень успешно. Потом они должны были составить рассказ, используя набор слов, никак не подходящих друг другу по смыслу. И я считаю, что с этим заданием они справились как нельзя лучше. После этого они обучались написанию текста публичного выступления на тему «В моем селе жить здорово!» и правильному преподнесению его публике. Все были очень внимательными, запоминая каждое слово, чтобы ничего не упустить.

 Участница «Школы лидера» Влада Дергачева: «Знаете, сегодня я узнала очень многое: ход игры «Лидер», критерии оценивания участников, правильность написания публичной речи. У меня осталось очень много положительных эмоций, было очень интересно! Я считаю, что проведение этой школы необходимо и очень полезно для будущих лидеров». И я полностью согласна с Владой. Причем, я считаю, занятия для лидеров нужно проводить чаще.

Вера ЗАРИПОВА, Пролетарская школа, «Зеленый луч».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.