Приоритеты – заработная плата, коммунальные услуги и нужды учреждений

Говорят, деньги любят счет. Бюджетные, да еще при определенном дефиците, – тем более. 18 декабря состоялись публичные слушания с обсуждением районного бюджета будущего года, а 21 декабря на сессии районного Совета депутаты обсуждали проект документа о бюджете-2019.

Очередной финансовый год заканчивается, другой вот-вот начнется. О том, сколько доходов получил бюджет в этом году, каким он будет в 2019 году, мы говорим с заместителем главы администрации района по экономике, председателем комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Е.А. Вишняковой.

-Екатерина Алексеевна, предполагается, что общий объем доходов в этом году составит более 394 миллионов рублей, но изначально, при утверждении бюджета, предполагалось получить гораздо меньше – 319 миллионов. В течение года доходы районного бюджета приросли. За счет чего?

-На сегодня оценка доходов районного бюджета за 2018 год составляет еще больше – 401 миллион 73,6 тысячи рублей. В декабре из краевого бюджета району дополнительно выделена дотация на сбалансированность в сумме 2 миллиона рублей, которая будет направлена на выплату заработной платы работникам муниципальных учреждений. Федеральное казначейство скорректировало план доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в сторону увеличения на 937,6 тысячи рублей. Кроме того, предполагается получение сверхплановых собственных доходов – около 4 миллионов рублей. Таким образом, доходная часть районного бюджета в течение года увеличилась более чем на 85 миллионов рублей.

-Какова доля собственных доходов района в бюджете этого года? Напомните, каковы основные источники. Какие, на ваш взгляд, резервы для увеличения собственных доходов остались неиспользованными?

-Доля собственных доходов в расходах районного бюджета составляет 30,8%. Основными источниками формирования собственных доходов являются: налог на доходы физических лиц, за счет которого формируется 73,6% налоговых доходов, поступающих в районный бюджет; арендная плата за землю формирует 84% неналоговых доходов.

Если рассматривать резервы по налогу на доходы физических лиц, – это, конечно, выплата «серых» зарплат или зарплат «в конверте», фактическое осуществление предпринимательской деятельности без оформления в установленном законом порядке. В районе работает комиссия по легализации доходов в бюджет, реакция есть, но слабая, некоторые господа, фактически работающие, просто не являются на комиссию.

Резервом по всем налоговым и неналоговым доходам являются также недоимка по налогам и задолженность по неналоговым доходам. Среди юридических лиц должники по НДФЛ: ООО «Фаворит» (536 тысяч рублей), ООО «Паша» (38,5 тысячи), ООО «ПХ «Троицкое» (1 миллион 915,9 тысячи), среди физических лиц – С.П. Мгдесян (56,8 тысячи рублей). По единому налогу на вмененный доход имеют недоимку: Ю.И. Кожедуб – 37972 рубля, Ж.З. Мгдесян – 137771 рубль, Н.З. Мгдесян – 113349, Э.К. Хатков – 44464,6 рубля. По налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, на протяжении нескольких лет имеет задолженность в сумме 153209 рублей ООО «Новый день». Недобросовестными плательщиками арендной платы за землю являются: крестьянское хозяйство А.И. Острягина, долг – 514,7 тысячи рублей, ООО «Петровский-Н» – 2 миллиона 781 тысяча рублей, крестьянское хозяйство А.А. Алтухова – 65,7 тысячи рублей.

-Прогноз финансовых поступлений в бюджет на следующий год – более 386 миллионов рублей. Получается, меньше, чем фактически в этом году. Значит ли это, что какие-то статьи в проекте бюджета пришлось урезать?

-Первоначальный бюджет всегда меньше фактического за прошлый год. При исполнении районного бюджета вносятся изменения по мере поступления дополнительных средств из краевого бюджета. Так, в первоначальном бюджете не предусматриваются средства на реализацию краевой инвестиционной программы в разрезе объектов, не распределены субсидии на ремонт объектов муниципальной собственности и т.д.

-Какой самый крупный элемент в структуре расходов бюджета-2019? Каковы приоритеты в расходовании средств?

-В структуре расходов основным элементом является фонд заработной платы работников муниципальных учреждений с отчислениями в страховые фонды (около 70% от общей суммы расходов), коммунальные платежи – 5,8%, дотации бюджетам сельсоветов – 3,8%, капитальные вложения – 1,5%. Соответственно, основными приоритетами в расходовании средств районного бюджета являются: своевременная выплата заработной платы, оплата коммунальных услуг, оплата расходов по обеспечению жизнедеятельности муниципальных учреждений.

-Краевой бюджет был принят во втором чтении в конце ноября. Прогнозируется рост зарплат бюджетников на 8% (по словам министра финансов края). Можем ли мы говорить о росте зарплат работников бюджетной сферы нашего района на те же 8%?

-Да, действительно, объем субвенций на выплату заработной платы педагогическим работникам школ и детских садов на следующий год предусмотрен с учетом роста заработной платы. Расходы на оплату труда работников учреждений дополнительного образования и культуры за счет средств местного бюджета предусмотрены с учетом выполнения показателей «дорожных карт».

-В этом году произошло резкое увеличение МРОТ. Известно, что из-за этого в муниципалитетах возникли перекосы, когда, например, вместо реального повышения сокращали ставки или переводили людей на другие должности. Другая сторона вопроса – заработная плата у специалистов, например, администрации района или молодых педагогов теперь такая же, как у техперсонала. Как нивелировать диспропорцию?

-На местном уровне нивелировать диспропорцию очень сложно. В текущем году в районе была проведена большая работа по приведению в соответствие фактически отработанного времени и оплаты за труд. В муниципальных учреждениях образования и культуры, имеющих стимулирующий фонд оплаты труда, есть хоть какая-то возможность привести все в соответствие. А вот по оплате труда молодых педагогов и специалистов администрации района вопрос открытый.

-Бюджет Алтайского края принят с дефицитом. А каков дефицит районного бюджета по проекту документа? Почему нужно вообще его планировать?

-Районный бюджет на 2019 год предполагается принять с дефицитом 2 миллиона рублей. Я не сторонник формирования бюджета с большим дефицитом, поэтому дефицит предполагается не более остатка средств на счете бюджета на начало года. А относительно того, что дефицит «нужно» планировать, – это совсем не обязательно. Сумма дефицита плюс плановые доходы бюджета распределяются на выполнение расходных обязательств районного бюджета, поэтому принимать большой по объему дефицит и распределять его – это все равно что делить шкуру неубитого медведя.

-В крае изменились критерии распределения целевых «дорожных» денег между муниципалитетами: у одних они заметно возрастут, а у других – сократятся. Некоторые главы волновались из-за этого и переживали, что им может не хватить средств даже на очистку снега. Эта тема обсуждается в крае не один месяц. Глава района А.В. Овсянников в интервью нашей газете в ноябре также выражал опасения по поводу сокращения районного дорожного фонда в следующем году, но надеялся, что край все же добавит денег в счет выпадающих доходов. А каковы основные критерии формирования районного дорожного фонда? Сколько средств по прогнозу поступит в фонд в 2019 году? Сравним: сколько было поступлений в этом году? Как вы считаете, эффективно ли расходовались средства?

-С 1 января 2019 года изменен порядок распределения акцизов на нефтепродукты, за счет которых формируется муниципальный дорожный фонд. Если в прошлые годы акцизы распределялись с учетом общей протяженности автомобильных дорог местного значения, то теперь принят новый порядок, и распределение произведено с учетом качества покрытия дорожного полотна (твердое покрытие – асфальт, коэффициент 1,75, грунтовые дороги – коэффициент 0,25). В результате Федеральное казначейство нашему району довело план по сбору акцизов в размере 1 миллион 849,3 тысячи рублей. Но в то же время изменен порядок расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, с 2019 года налоговый потенциал берется в расчет без учета поступления акцизов на нефтепродукты. Увеличение объема дотации на выравнивание позволило направить в муниципальный дорожный фонд 10 миллионов 850,7 тысячи рублей. В результате плановый объем муниципального дорожного фонда на 2019 год составит 12 миллионов 700 тысяч рублей.

Расходы за счет средств муниципального дорожного фонда в текущем году составили 25 миллионов 234,3 тысячи рублей. Всего за счет средств дорожного фонда отремонтировано более 15 км автомобильных дорог местного значения, проведены работы по ямочному ремонту автобусного маршрута, отремонтировано два моста, выполнены работы по устройству тротуаров, обновлены дорожные разметки, установлены недостающие дорожные знаки, установлены новые остановочные павильоны, приобретены гидромолот, дорожные щетки и т.д. Приобретены по лизингу экскаватор-погрузчик и грейдер, которые закроют многие проблемы по содержанию дорог. Думаю, все жители заметили улучшение состояния дорог.

-Министр финансов Алтайского края В.Г. Притупов в одном из интервью сказал: «Когда в крае начали системную работу по реорганизации, мы занимались анализом эффективности работы бюджетной сферы. И пришли к выводу, что самый лучший путь – не поиск недостатков в каждом конкретном случае, а распространение лучших практик». Что это за лучшие практики? Опробованы ли они в нашем районе?

-В нашем районе, как и во всех муниципалитетах края, был проведен глубокий анализ эффективности работы бюджетной сферы. В первую очередь проанализировали использование рабочего времени на выполнение работ по отдельным должностям, в результате рабочий день, например, уборщиц не превысил 0,5-0,75 ставки. Многие районы края вывели обслуживающий персонал из штата учреждений. У нас в районе также созданы хозяйственно-эксплуатационные группы, которые обслуживают подведомственные учреждения. Практика выполнения отдельных видов работ по договорам гражданско-правового характера у нас в районе не прижилась.

 

-Решение об утверждении районного бюджета – это закон, и депутаты районного Совета всякий раз, когда речь идет о бюджете, задают вопросы. Их заинтересованность заметна. Но насколько глубоко они вникают в суть вопросов, как вы считаете?

-Депутаты, входящие в состав комиссии по бюджету, с большой заинтересованностью изучают вопросы, касающиеся распределения бюджетных средств, стараются глубоко вникнуть в суть рассматриваемых вопросов. Равнодушных среди депутатов точно нет.

-В расходной части бюджета будущего года запланированы средства на ремонтные работы. Например, по замене окон и капремонту котельных в ряде школ района, ремонту сетей водоснабжения, ремонту кровли и фасада здания администрации, ремонту ограждения троицкого кладбища и другое. Планируется ли израсходовать больше средств на эти цели, чем в текущем году?

-Однозначно ответить на этот вопрос в настоящий момент нельзя. В 2018 году выполнен очень большой объем работ по ремонту объектов муниципальной собственности. На 2019 год в краевые структуры уже направлены заявки на ремонт котельных, водопроводов, зданий детских садов, школ, но краевая инвестиционная программа на сегодня еще не утверждена, поэтому предметно говорить об этом рано. В районном бюджете на капитальные вложения предусмотрено 5 миллионов 700 тысяч рублей. За счет этих средств будет осуществляться софинансирование по объектам, работы на которых будут проводиться за счет краевого бюджета, а также ремонтные работы за счет средств районного бюджета.

-Увеличатся ли дотации бюджетам поселений и на сколько в сравнении с нынешним годом?

-Бюджеты поселений в 2019 году из районного бюджета получат 14 миллионов 269,4 тысячи рублей в виде дотаций на выравнивание и сбалансированность бюджетов, сумма дотаций в первоначальном бюджете на 2018 год составляла 12 миллионов 244 тысячи. Кроме этого, бюджеты сельсоветов получат в будущем году межбюджетные трансферты на реализацию переданных полномочий в сумме 3 миллиона 636,4 тысячи рублей. В бюджете на 2019 год предусмотрена передача межбюджетных трансфертов на оплату труда работников за счет субсидии из краевого бюджета – 3 миллиона 235 тысяч рублей, на оплату коммунальных расходов за счет краевой субсидии – 2 миллиона 505 тысяч. Итоговая сумма помощи бюджетам сельсоветов в первоначальном бюджете на 2019 год предусмотрена в сумме 21 миллион 620,4 тысячи рублей.

-Спасибо за интервью.

Подготовила Елена Цыгельная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.