«За» и «против»

«В 2017 году в крае стартовал процесс массовой реорганизации школ. Десятки сельских учреждений лишатся статуса самостоятельного юридического лица и станут филиалами. Власти края утверждают, что главная цель – повысить качество образования, а не сэкономить деньги», — пишет газета «Свободный курс». Эту тему обсуждают сегодня в органах власти – края, районов, сел, депутаты краевого Законодательного Собрания, учителя и работники детсадов, да и родители не остались в стороне. Министр образования края А.А. Жидких сообщает, что к концу этого года количество филиалов увеличится, и если сейчас их в регионе 135, то по планам будет около 300.

Процесс реорганизации школ начался в крае в 2011 году. Как и тогда, сейчас власти объясняют, что преобразования проводятся, чтобы повысить качество образования детей в малокомплектных школах. Но не только для этого, администрация района приводит и другие аргументы. Они изложены, в частности, в информации председателя комитета по образованию А.С. Тупикина, с которой он выступил на заседании комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации образовательных учреждений района путем присоединения их Троицкой средней школе №1 – на первом этапе, а второй этап предполагает ее переименование. Состав комиссии, в которую вошло 62 человека (чиновники, руководители образовательных организаций, представители родительских комитетов, профсоюзов, депутаты), утвержден постановлением администрации района, а Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации – постановлением администрации края. Комиссия, которую возглавляет зам. главы администрации района В.М. Шаров, заседала 12 апреля, из 62 членов прибыло 55.

Итак, целью реорганизации является повышение качества образовательных услуг за счет сокращения отчетности, административной нагрузки и обеспечения соответствия нормативной базы образовательных организаций требованиям законодательства, а также за счет увеличения стимулирующей части фонда оплаты труда работников образования.

В результате реорганизации сохранится обеспеченность образования в соответствии с федеральными государственными стандартами. Образовательные организации района обеспечены основными педработниками, однако не хватает специалистов узкого профиля – психологов, дефектологов, и в случае реорганизации у учреждений образования появится больше возможностей привлекать таких специалистов для работы с детьми. Реорганизация не изменит территориальную доступность образовательных услуг, ведь учреждения не ликвидируются, да и организация транспортного сопровождения или проживания детей в интернатах в других селах не планируется. Здания образовательных учреждений, материально-техническая база в целом соответствуют требованиям и в результате реорганизации не изменятся тоже. Таким образом, А.С. Тупикин повторил то, что говорил и глава администрации района ранее на совещаниях с обсуждением реорганизации, главное – обучение детей будет продолжено в тех же школах, что и теперь. Все работники образования района продолжат трудовые отношения, сокращение коснется только бухгалтеров, и в результате этого высвободится 9,6 ставки (фактически – пять человек). Экономия средств краевого бюджета составит 3585 тысяч рублей, районного – 297 тысяч. Эти средства будут направлены на повышение зарплаты педработников и укрепление материально-технической базы.

В случае реорганизации у филиалов появится возможность совместного использования информационно-методических ресурсов, упрощается процедура отчетности, сокращается административная нагрузка на руководителей филиалов (нынешних директоров школ и заведующих детскими садами), обеспечивается соответствие нормативной базы требованиям законодательства.

А.С. Тупикин отметил также, что численность детей в районе в ближайшее время значительно не увеличится.

Забегая вперед, отмечу, что большая часть членов комиссии при обсуждении высказывалась за целесообразность реорганизации, но у некоторых присутствующих были сомнения, вопросы и возражения. Так, представители родительских комитетов троицких школ В.В. Вебер и А.Х. Мгдесян задали вопрос, законно ли объединять учреждения разных типов – школы, детские сады и учреждения дополнительного образования – в одно, настаивая на рассмотрении вопроса о реорганизации по каждому учреждению. По словам В.М. Шарова, типы учреждений-филиалов останутся прежними, и в соответствии с этим он попросил комиссию обсуждать вопрос в рамках заявленного, чтобы решение о целесообразности все же было принято, а само «заседание комиссии не превратилось в диспут двух-трех человек».

Слово взяли директора школ. С.И. Тайлакова (Пролетарская средняя школа), Л.В. Шкурова (Беловская средняя школа №1), Л.В. Кардаш (Горновская средняя школа), а также многие их коллеги в реорганизации видят плюсы – прежде всего в том, что руководители филиалов избавятся от части административной работы, а за счет высвободившихся средств, например, в школах появятся необходимые специалисты – психологи, дефектологи, к тому же организованное участие в торгах для закупа продуктов питания, учебной литературы позволит снизить их стоимость и сэкономить средства. Поддержали директоров школ и заведующие детскими садами Л.Н. Дубовых (Беловский детский сад), Е.А. Игаева (Заводской детский сад), И.В. Курганская (Троицкий детский сад). И, наоборот, считают реорганизацию нецелесообразной, выступают против и хотят сохранить юридическую самостоятельность директора троицких и боровлянской школ.

-Троицкие школы – особые, — подчеркнула директор ТСШ №2 О.Н. Воробьева. – Наша школа – самая большая, ее в принципе не надо оптимизировать, и волнение родителей можно понять. Сегодня наша школа в своем составе имеет все необходимое для работы: педагогический коллектив, специалистов, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а у нас их 49, и эти дети требуют особого подхода. Наш коллектив со своими задачами справляется, мы его создавали много лет, и вопрос реорганизации для нас очень болезненный. Когда говорят, что директор школы освободится от не свойственных ему функций и будет больше внимания уделять образовательным, я могу возразить: последние десять лет нас, директоров, только и учили быть менеджерами образовательных организаций. Мы работаем, не щадя своих сил, мы привыкли так работать, поэтому надо не директоров жалеть, а искать выход из этой ситуации, рассматривая различные варианты оптимизации.

Предложения действительно прозвучали разные, например, объединять школы «по кустам», присоединяя к более крупным малокомплектные, выделить в одно юрлицо детские сады и т.д.

Директор ТСШ №1 А.И. Бруль предложил создать три-четыре юридических лица, а также передать полномочия по проведению тех же закупок и некоторые другие комитету по образованию, тем самым облегчив работу руководителей. Однако по закону комитет не вправе подменять юридические лица при проведении закупок.

Обсуждение длилось более двух часов, и выступили все желающие, в том числе депутаты районного Совета, представители родительских комитетов школ.

Отвечая на вопросы коллег, А.С. Тупикин подробнее остановился на некоторых моментах, подытожив:

-Мы не говорим сегодня об экономии, мы хотим просто рационально использовать то, что у нас есть. Районный бюджет не экономит на образовании, даже в прошлом, тяжелом, с точки зрения финансов, году районный бюджет увеличил финансирование системы образования. Но, учитывая реальные условия, мы понимаем, что без изменений школам просто не выжить. Мы сегодня предлагаем наиболее безболезненный способ адаптировать образовательные учреждения к тем изменениям, которые происходят постоянно. Мы хотим сохранить всю сеть образовательных организаций в том же виде. Я понимаю последствия реорганизации, никто не говорит, что будет легко, но все же будет легче.

Уже в самом конце обсуждения вернулись к вариантам уменьшения количества юридических лиц в образовании, в том числе и тем, которые не обещают экономии.

В результате голосования комиссия приняла решение о целесообразности реорганизации большинством голосов. 45 человек поддержали предложение о реорганизации с условием сохранения образовательной сети, десять считают ее нецелесообразной.

Заседание комиссии и решение большинства ее членов можно считать этапом реорганизации образования в районе, но окончательное решение примет глава администрации района после того, как во всех селах в мае пройдут собрания, на которых жители выскажут свои мнения по этому поводу.

Елена ЦЫГЕЛЬНАЯ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.