Их след во времени затерян

«Сегодня мы хотим вернуться на 70 лет назад, чтобы сохранить историческую память о переломных событиях в судьбе литовского народа, чтобы молодое поколение как литовского, так и других этносов Сибири, свято чтило пережитые литовским народом годы репрессий и страданий».

(Председатель правления Алтайской краевой общественной организации «Общество литовской культуры» И.В. Коричко).

Всего за 1940-1952 годы из Литвы было выслано в разные места более 276 тыс. человек, 7232 из них были расселены по горам и равнинам Алтая. В 1991 году по инициативе бывших ссыльных Литвы была организована экспедиция по поиску поселений литовских ссыльных и мест их захоронений.

На помощь пришли местные краеведы

Известно, что 23 района Алтайского края стали местом поселения ссыльных литовцев. Не стала исключением и троицкая земля. В июле 1941 года в поселок Троицкое прибыло шесть семей (16 человек) из Литвы. Еще десять семей (39 человек) были привезены на поселение возле кирпичной мастерской («Кирпичики») в 3 км от поселка Троицкого. Это были семьи учителей, агрономов, управляющих – почти одни женщины и дети и только трое мужчин. Среди них – семья министра образования Литовской республики Йозо Тонкуно (в 1954-1955 годах в ссылке здесь был он сам), семья историка Винуо Вилейшио. Некоторые ссыльные, жившие на «Кирпичиках», ходили на работы в Троицкое, где трудились на элеваторе, в обувном и одежном ателье. Другие, как и местные жители, работали в кирпичной мастерской, на выделке кожи, в конюшне, на очистке от снега железнодорожных путей. Жили в деревянных домах, по нескольку семей в комнате. Сначала было очень тяжело, потом обжились, обзавелись огородами, держали коров – по одной на несколько семей. В 1942 году одна литовская семья была вывезена в Якутию. С 1955 года литовцы получили разрешение возвращаться в Литву, кое-кто нелегально уехал раньше. По воспоминаниям тех, кому приходилось бок о бок жить и работать с литовцами, местные жители очень уважали их за трудолюбие, спокойное поведение, умение вкусно готовить даже из скудного запаса продуктов и готовность всегда прийти на помощь.

Основным местом ссылки на территории нашего района стал поселок Многоозерное, куда в августе 1942 года из ближайших лесозаготовительных пунктов было привезено 150-200 литовцев (около 50 семей). В основном это были женщины, дети и старики. Многоозерное было тогда довольно большим поселением (около 1000 человек), здесь были клуб, столовая, контора, школа-«семилетка», больница на 20 коек, несколько магазинов. Все строения были из бревна-кругляка. Сюда приезжали на сезонные работы завербованные рабочие. Ссыльные рубили лес, собирали ветви, трудились на рельсовых работах. Много их умерло в первую зиму от голода и холода. В 1943 году около 30 человек было взято в так называемую трудармию – вывезено на работы в другие места СССР, в том числе и на север Якутии, к морю Лаптевых. С 14 апреля 1944 года до весны 1945-го группа молодежи в количестве семи человек выпускала рукописный журнал «Tevynes ilgesis» («Тоска по Родине»). Вышло семь номеров. Двое из выпускавших его были арестованы, инициатор, Александр Микутавичус, приговорен к десяти годам тюрьмы, весь этот срок отсидел. На кладбище в Многоозерном было похоронено около 20 литовцев, среди них – родители генерала Стасио Раштико. До 1992 года большинство останков перевезено в Литву. К тому времени в Многоозерном еще проживали две литовские семьи. В настоящее время место захоронений литовцев поросло кустарниками и травой, а последняя местная жительница-литовка Мария Репшис скончалась в 2015 году.

Были литовские ссыльные и в Боровлянке, но мест их захоронений даже примерно установить не удалось. Поэтому, когда в прошлом году Алтайская краевая общественная организация «Общество литовской культуры» начала планировать установление на территории нашего района памятного креста, инициаторы этого проекта оказались в затруднительном положении. И тут им пришли на помощь местные краеведы. Вначале председатель правления общества Ирина Валентиновна Коричко связалась с Е.А. Березиковой, которая много лет занималась поисковой работой в ее родном селе Боровлянка. Сейчас Екатерина Анатольевна живет в Троицком, в Боровлянке же основным направлением работы является увековечение памяти детей, у которых уже не осталось сил бороться за жизнь после прибытия в Боровлянку из блокадного Ленинграда. Но зато работа по изучению истории алтайских отделений Сиблага и увековечению памяти репрессированных различных национальностей активно ведется в селе Заводском благодаря группе краеведов-энтузиастов, в том числе супругам Ширяевым и М.Н. Поливцевой, с которой И.В. Коричко по совету Е.А. Березиковой немедленно связалась.

Погибшим в ссылке, во время репрессий…

В ясный погожий день 20 сентября в Заводское прибыла делегация из Барнаула, в составе которой были и представители краевой прессы. В помещении сельской администрации состоялось знакомство, в ходе которого И.В. Коричко рассказала о деятельности Алтайской краевой общественной организации «Общество литовской культуры», о его связях с Литвой и о том, какую большую совместную работу они проводят по поиску захоронений бывших литовских граждан и увековечению их памяти. После чего и гости, и хозяева направились в направлении кладбища, где уже заранее было выбрано место для установления креста. По этому случаю в Заводское приехал глава администрации района О.В. Чигирев. Присутствовала здесь и делегация учащихся местной школы во главе с учителем истории Н.Л. Смышляевой. После того как крест был установлен и к его подножию легло полотнище флага Литвы, настоятель Римско-католического прихода города Барнаула отец Богдан совершил его торжественное освящение. На табличке, прибитой к кресту, – надпись на литовском языке, которую по моей просьбе перевела Ирина Валентиновна: «Литовцам, погибшим в ссылке во время репрессий 1941-1955 г.г.». Место для установления креста выбрано не случайно: напротив – на другой стороне лесной дороги, проходящей мимо кладбища, находится памятный камень «Жертвам репрессий», установленный в июне этого года в память обо всех репрессированных разных национальностей, покоящихся в сибирской земле. Если подойти поближе, то можно заметить на его постаменте маленького игрушечного воина, оставленного каким-то мальчуганом как дань памяти юного жителя этих мест своим предшественникам и охраняющего их вечный покой.

Первый крест литовским ссыльным был установлен еще в 1990 году инициативной группой из Литвы под руководством бывшего ссыльного Витаутаса Тарасониса. По его же проекту в том же 1990 году был поставлен крест в окрестностях села Турочак, который через десять дней был снесен вандалами. В округе поселка Онгудай также находились многочисленные поселения литовских ссыльных, одна из которых, Юлия Чеконаускене, вырастила пятерых детей. За год до смерти она со своими сыновьями поставила на сельском кладбище памятник с надписью: «В память о страданиях литовских ссыльных». А в 1997 году трое бывших ссыльных – поэт Витаутас Цинаускас с членами своей семьи – поставили на кладбище села Рассказиха металлический крест в память о трех похороненных там согражданах.

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.