На устранение аварии отводится два часа

Декабрь – один из самых коротких световых дней в году, день зимнего солнцестояния, когда в Северном полушарии энергетическая отрасль испытывает значительную нагрузку.

-Мы не знаем, какая именно электростанция в настоящую минуту поставляет нам электричество, — говорит Алексей Юрьевич Бадиков, мастер Троицкого участка ПАО «МРСК Сибири». – В нашей стране создана единая энергетическая система – все электростанции связаны между собой и работают в синхронном режиме. Может быть, сейчас энергия, которую мы получаем, поступает с гидроэлектростанции на Ангаре, а может, с атомной станции, которая находится в Томской области.

Александр Юрьевич с апреля 2013 года работает в «МРСК Сибири».

-Как такового наставника у меня не было, — продолжает мастер, — но большую помощь мне оказали Дмитрий Васильевич Тюгаев, работавший в то время начальником, и главный инженер Вадим Викторович Ливинцев, он сейчас возглавляет наше предприятие. Многому научился у своего коллеги Виктора Владимировича Смирнова. Читал техническую литературу, изучал правила и служебную документацию, неподкованному человеку в нашей системе работать нельзя, труд энергетиков, как известно, — повышенной опасности. Экзамены у нас ежегодные, тестирование – ежедневное, главное – это техника безопасности, а ответственность просто огромная.

Обязанностей у мастера участка множество. Он организует работу подразделения, формирует графики капитальных ремонтов и технического обслуживания сетей, готовит заказы на необходимые материалы и оборудование, работает с персоналом, проводит вводные и первичные инструктажи. При частой сменяемости кадров все эти задачи становятся еще более актуальными. Случится авария – бригада должна в любое время суток выехать на место, чтобы отремонтировать трансформатор или заменить упавшую опору.

-Но работа наша интересная, особенно когда штат укомплектован полностью, а это, к сожалению, бывает не всегда. Очень хорошо, что у нас создан необходимый запас проводов, опор, инструментов и материалов, в том числе и аварийный. Но работа сама по себе тяжелая – монтер имеет возможность забраться на одну, три, ну пять опор, но на двадцать – уже просто физически не может. Кроме того, часто люди не понимают, что всего пять человек обслуживают огромный участок, от Озеро-Петровского до Ленинского, а мы живем в Сибири, и часто бывают ветры, снегопады и бураны. То снег порвет провод, то рухнувшее дерево повалит опору, а бывает, что и пьяный водитель автомобиля свернет столб. Зимой до места обрыва пробираться по снегу приходится по пояс, хорошо, что у нас есть снегоходы. Бывает, что наши люди не спят сутки или больше.

Сегодня на участке работает четыре монтера, и я – пятый. Всегда готовы принять на работу специалиста или даже человека без профессии, мы его обучим на месте или отправим в Барнаул в наш обучающий центр.

Самое главное в работе мастера – ответственность за жизнь и здоровье подчиненных, ведь в нашей системе несчастные случаи не редкость. Есть и приятные моменты. Когда в лесу, по снегу и в метель соединишь провода, а потом подъезжаешь к селу и видишь в окнах домов свет, то на душе тоже становится светло. А ведь иногда приходится поднимать упавшую опору практически вручную – зимой техника не везде пройдет. Когти, пояс и веревка – простые, но важные приспособления.

Всем энергетикам хочется, чтобы регулярно обновлялась техника и оборудование, и главное – чтобы в систему приходили новые люди.

-У нас на обслуживании около 150 трансформаторов, десятки километров электрических линий, тысячи абонентов, — продолжает А.Ю. Бадиков. – Самая большая линия – 37 километров на Озеро-Петровское. – Когда звонит оперативный дежурный и сообщает, что нет света в каком-то селе, мы уже догадываемся, что случилось. Если один звонок из села – это значит, что случилась небольшая неисправность, а если звонков много, то понятно, что авария серьезная.

У меня на каждое село есть схема линий, я вижу подключение каждого дома. Хорошо, что внедряется автоматика, она позволяет нам для производства ремонтных работ отключать небольшие участки, а не обесточивать всю линию электропередачи. А ведь по существующему нормативу на устранение аварии нам отводится всего два часа. Есть даже возможность, правда, не везде, перенаправлять потоки энергии по другим линиям. Например, если раньше при ремонте в Большой Речке нам приходилось отключать всю подстанцию, то сейчас с диспетчерского пульта дистанционно отключается нужный участок. Вспомним конец 90-х годов – свет отключали практически каждый день, а теперь подача энергии намного стабильнее. С коллегами из других энергоснабжающих организаций налажены дружественные отношения, ведь мы, по сути, делаем одно и то же дело.

Виктор РЯБОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.