Зачем нужен Рождественский пост

Рождественский пост — один из четырех многодневных постов церковного года. Он продолжается сорок дней и призван подготовить нас к встрече праздника Рождества Христова, поэтому мы и называем его Рождественский. Накануне Рождественского поста, 27 ноября, Церковь отмечает день памяти апостола Филиппа, отсюда другое название — Филиппов. Длительность поста неслучайна: число сорок — сакральное. Именно сорок лет водил Моисей еврейский народ по безводной пустыне. Сорок дней и сорок ночей постился Иисус в пустыне, где его искушал дьявол, это было перед тем, как Спаситель явил Себя миру и начал путь служения людям.

Пост как способ восстановления отношений человека с Богом известен давно. В Ветхом Завете описывается, как постились и отдельные индивидуумы, и целые народы. Бедствия, войны, болезни, природные катастрофы справедливо расценивались как результат греха, как следствие уклонения человека от Бога. Поэтому, чтобы этот разрыв между творением и Творцом уврачевать, человек приносил Богу жертву. Он добровольно отказывался от услаждения своей телесности — пищей или плотскими удовольствиями, этим самым обуздывая плоть и подчиняя ее духу. Причем это были не просто аскетические упражнения для развития духовной стороны личности, нет. Укрощение плоти имело своей целью возвращение к истинному положению вещей, когда человек служит не прихотям и потребностям своего телесного, а делает именно Бога центром своей жизни. Такое возвращение — непростой, долгий путь, и подобно тому, как еврейский народ сорок лет мучительно возвращался из египетского плена на свою Родину, учась быть свободным, так и пост — это путь возвращения человека к свободе из рабства греху и страстям. Возвращение человека к своей духовной Родине — к Богу. Во время поста Церковь напоминает нам о глубоком смысле такой аналогии.

 

Что можно есть в Рождественский пост

 

Но это возвращение невозможно без раскаяния, без осознания того, что уклонение было, без искреннего сокрушения о своей немощности. Поэтому для поста так важно покаяние перед Господом.

Бог — сердцеведец, Он ведает, знает человеческое сердце, для Него там нет тайн, и в религии на первый план выходит именно мотивация поступков. То есть то, почему, из каких соображений, человек поступает так, а не иначе. Пытается ли он поститься, предлагая Богу, в сущности, отношения по принципу «баш на баш», «ты — мне, я — тебе» («я тебе отказ от мяса, а Ты мне взамен то-то и то-то»), или он делает это, желая превознестись над окружающими. Ограничивает ли себя ради самого ограничения, потому что слышал, что «так надо», или старается изменить свою жизнь и свое душеустройство таким образом, чтобы отныне Господь стал центром, а не наше «я».

В Нагорной проповеди Иисус объясняет, каким должен быть пост: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6. 16-18). То есть главная жертва Богу не несъеденный кусок колбасы, не сорокадневное поглощение картошки без масла, главная жертва — наше сердце. Сердце, сокрушенное о своих грехах. Как провидчески открыл царь и пророк Давид в 50-м, покаянном псалме: «Жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит (то есть «не уничижит»). То есть для Бога важно наше понимание своих ошибок, наше смирение перед Ним, но не только сокрушенное сердце, нет, ведь так недалеко и до уныния. Жертва Богу, наш дар Ему и сердце, исполненное любви — любви ко Господу, к окружающим людям. Кстати, давно выработан следующий критерий, позволяющий определить, правильно ли ты постишься, на пользу ли идет пост? Если ты агрессивен, раздражителен, гневлив, злобен, скор на осуждение других и замедлен в помощи ближнему, если в тебе появилось высокомерие и высокоумие, что-то в твоем пощении не так. А вот если сердце горит любовью к ближнему и Господу, если ты рад возможности нести добро, значит, правильной дорогой идешь, товарищ.

Удивительно заметил Ф. М. Достоевский: поле битвы сатаны с Богом — сердца людей. Замечено, в пост эта борьба, которую верующие называют словом «искушения», усиливается. Подобно тому, как дьявол искушал Христа во время сорокадневного поста в пустыне, он искушает и каждого из нас. И чем значительней наша попытка двигаться по направлению ко Господу, тем сильнее эти искушения: враг рода человеческого активно противится нашему спасении. Своих сил для победы в этой невидимой брани недостаточно. Только действие Благодати Божьей может утишить бури, поднимающиеся в душе постящегося. А значит, надо молиться, надо чаще прибегать к благодатной помощи Таинств Церкви — Исповеди, Причастию.

Рождественский пост, начинающийся 28 ноября и заканчивающийся 6 января, накануне праздника Рождества Христова, в Рождественский Сочельник, установлен для того, чтобы мы смогли встретить пришедшего в наш мир Христа с чистым сердцем. Это долгий путь, возвращение к себе истинным.

28 ноября — начало Рождественского поста

Пост для православного человека — это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой пост в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Рождественский (Филиппов) пост начинается 28 ноября и продолжается по 6 января.

Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и происходит название этого дня — сочельник.

 Готовим постный обед

ФАСОЛЕВЫЙ СУП

сухая фасоль, картофель — 1 шт., морковь — 1/2 шт., репчатый лук — 1 шт., томатная паста, растительное масло, чеснок, зелень петрушки, приправы (орегано, тимьян, майоран,  хмели-сунели)

Замочить фасоль в холодной воде на ночь (5-7 часов). Сменить воду, варить фасоль 30 мин. В это время очистить и нарезать картофель, морковь, лук. Морковь и лук обжарить на растительном масле, добавить томатную пасту. Положить в суп картофель, варить еще 10 мин. Добавить в суп обжаренные морковь и лук, приправы, посолить, варить еще 5 мин. Подавать с порубленной зеленью петрушки и чесноком.

КАРТОФЕЛЬНАЯ ЗАПЕКАНКА

картофель — 4 средних шт., репчатый лук — 1 шт. для картофельной массы + 1 шт. для начинки, морковь — 1/2 шт., мука — 2-3 ст. ложки, соль — 1/2 ч. ложки, растительное масло.

Приготовить начинку: лук мелко порезать, морковь потереть на крупной терке, обжарить лук и морковь на растительном масле. Сырой картофель измельчить в блендере вместе с луковицей (или картофель и лук тереть попеременно на мелкой терке). Лук не даст картофельной массе потемнеть. Добавить муку, посолить. Выложить в смазанную форму половину картофельной массы, начинку, оставшуюся картофельную массу. Запечь в духовке. Прежде чем вынимать запеканку из формы, дать ей немного остыть, иначе она будет ломаться. Начинка для запеканки может быть другой: грибы с репчатым луком, рыба.

САЛАТ С РЫБОЙ

рыба (копченая, соленая, консервированная), огурец, сладкий перец, рис, репчатый лук, растительное масло

Промытый рис отварить, охладить. Репчатый лук мелко порезать, обжарить на растительном масле, охладить. Сладкий перец освободить от семян. Рыбу, перец, огурец мелко порезать, добавить рис и лук. Салат посолить (если рыба недостаточно соленая), заправить растительным маслом.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.