Важна чистота веры, а не суеверие

Некоторые вопросы, с которыми жители района обращаются в редакцию, являются своего рода специфическими и касаются православных обычаев и веры. Ответить на них мы попросили священника Александра Жгунова.

 -«Недавно я узнала, что священник может провести отпевание всех усопших, похороненных на кладбище. Хотелось бы узнать: можно ли организовать такую службу и у нас в Новоеловке, есть у священника какой-то особый график для этого?» — спрашивает жительница этого села.

 -Существует три заупокойных чина. Первый – отпевание, которое служится над покойным единожды. Отпевание можно совершать над гробом или заочно, в храме, после похорон. Второй – панихида, служится многократно по желанию родственников, в храме. И третий – это краткий чин – лития. Так же, как и панихида, лития служится многократно по желанию пришедших в храм близких людей усопшего. Любая молитва за усопших – это есть наша забота о них, и по нашим молитвам усопшим прощаются грехи, и их загробная участь может меняться.

 В нашем Свято-Троицком храме панихида служится каждое воскресенье после литургии, а также по родительским субботам. Можно панихиду отслужить и на кладбище. Например, в одном из сел района по инициативе главы сельсовета родственники усопших вышли на субботник, навели порядок на могилах и прилегающей территории. А после субботника собрались, и все вместе мы отслужили панихиду по усопшим. Вот и получается, что и о внешнем виде последнего пристанища позаботились близкие люди, и о душах усопших не забыли, что особо важно.

 Есть традиция: на Радоницу (родительский день через девять дней после Пасхи) священник выезжает на кладбище, где по желанию приехавших навестить могилы усопших родственников служит краткую литию над отдельными могилами. И если у жителей того или иного села появилось желание собраться и отслужить на кладбище панихиду, то нужно только согласовать время и дату. Следует знать, что эта молитва не касается усопших другой веры, она направлена на души усопших православных христиан.

 «На кладбище рядом с теми, кто принял святое крещение, покоятся некрещеные, самоубийцы. Как поступать родственникам этих усопших? Можно ли заказывать службу об упокоении их душ?».

 -По церковному уставу запрещается на богослужении поминать имена некрещеных и самоубийц. Суть в том, что Церковь проявляет заботу о своих верных чадах. Родственников понять можно, ведь они переживают по поводу загробной жизни своих близких. Но, с другой стороны, если при жизни человек не стремился к Богу, не ходил в церковь, то зачем его насильно туда тянуть после смерти? Ведь Бог не принуждает человека, а ждет, когда он сам к Нему придет. Человек свободен в своем выборе.

 Но одновременно Церковь благословляет родных самим молиться за таких усопших. Нельзя выносить имена на общественную молитву, но можно помолиться самому, даже купить свечку и поставить. Но, повторяю, подавать записочки с именем такого усопшего, выносить на всеобщую молитву нельзя. Так же и на кладбище, во время проведения общей панихиды, родственники некрещеного или самоубийцы просто могут стоять рядом, и когда в общей молитве священник перечисляет имена усопших христиан, про себя назвать имя родственника.

 -Говорят, что усопшего нужно поминать или в день его смерти, или раньше, но ни в коем случае не позже даты смерти. Так ли это?

 -Во-первых, не стоит забывать, что поминовение усопшего – это в первую очередь молитва. Самое лучшее, если близкие люди придут в храм, подадут записочку для заупокойной службы или постоят на панихиде. А уже потом, дома, совершив обязательно молитву, сядут за поминальную трапезу. Ведь для душ усопших важна именно молитва близких, а без нее это будет не поминальный, а простой обед.

 Нужно знать, что поминание усопших не положено по праздникам, к которым относятся Пасха, Рождество, Крещение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Сретение Господне, Рождество Богородицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Благовещение, Воздвижение, Преображение, Успение, Вознесение и Троица. И ничего страшного в том, что вы помянете усопшего после празднования, например, Рождества Христова, конечно же, нет. То, что ни в коем случае нельзя поминать усопших после даты смерти, это не что иное, как народное суеверие.

 -О суевериях…

 -В народе существует много суеверий вокруг темы: смерть… покойник… похороны… Люди боятся смерти как факта, а потому и появляются всевозможные суеверия. Самое распространенное – это то, что после заочного отпевания нельзя заносить землю, предназначенную для высыпания крестообразно на могиле, в дом. Глупости! Это, прежде всего, освященная земля, и если у нас нет возможности сразу после службы посетить кладбище, положите мешочек с землей около иконы дома.

 Много необоснованных страхов вызывают непокрытые зеркала или телевизоры в доме, где находится покойный, то, как расстилают половички, вдоль или поперек, а еще то, что через гроб нельзя передавать какую-либо вещь, что забыли поставить стакан с водой и кусочком хлеба, пшеном и т.п. Все это не что иное, как суеверия. Почему принято закрывать зеркала, стеклянные дверцы шкафов и пр.? Чтобы придать комнате траурный вид, ведь в обыденной жизни мы стремимся украсить наше жилище, сделать его как можно праздничнее. И чтобы у собравшихся проститься с усопшим не возникало соблазна глазеть по сторонам, стараются покрыть вещи занавесями. Ничего страшного не произойдет, если не поставят стакан с водой или пшеном. В соответствии с церковными обычаями рядом с гробом должны быть икона с изображением Иисуса Христа и зажженная свеча, все остальное – это народные традиции, и родным усопшего не нужно бояться «кары свыше», если чего-то из указанного не будет. Будем помнить, что Бог ждет от нас нравственного подвига, чистоты жизни и веры. Страшен только грех – намеренное противодействие воли Божией и заповедям Его. Все прочие действия: что-то уронил, что-то не туда постелил, повесил, занес в дом и прочее – несущественны. Какую заповедь мы нарушили?.. В итоге – суеверные люди далеки от Церкви и настоящей христианской жизни.

Подготовила Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.