Петербург меняет людей. Взгляд со стороны

Город на Неве… При одном его упоминании в воображении возникают живописные образы, потрясающая архитектура, Дворцовая площадь, Эрмитаж, питерские дворики… Санкт-Петербург по праву называют культурной столицей. Наверное, каждый желает побывать в этом прекрасном городе. Нередко от знакомых можно услышать реплики о том, что у них есть друзья, которые уже второй или третий год живут в Северной Пальмире. Есть и те, что от зависти или от действительного нежелания побывать там говорят: «Че там делать? Мне и здесь хорошо». Тем не менее, Санкт-Петербург привлекает своей неповторимой атмосферой. Кто-то гонит туда за эфемерностью хорошей жизни, кто-то – за образованием и самореализацией, кто-то – за заработком.
Никита Каменев отправился в Санкт-Петербург, чтобы стать художником. Мы писали о том, как он поступил в Государственный академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона Российской академии художеств на отделение «Живопись». Прошел год обучения. Накопилось столько впечатлений, что рассказать обо всем не хватит времени. Лицей переименовали в школу, несмотря на «противостояние» учеников и их родителей этому решению. В целом, по словам юного художника, жизнь в Питере многогранна, каждый день открывается что-то новое и необычное.

Год адаптации
-Поначалу даже боялся выходить на улицу, — рассказывает Никита. – Шум, машины… Постоянное движение, динамика. Первый год стал годом адаптации. Когда отправился в Питер, то у меня была пересадка в Москве. Мне удалось побывать на окраине. Скажу, что Санкт-Петербург более умиротворенный город. В общаге приняли очень хорошо. С воспитателями познакомился еще во время поступления. С некоторыми ребятами ранее не общался, не было симпатии. По прошествии определенного времени мы стали лучшими друзьями. В первую неделю в Питере я с другом, сам он из Тольятти, гуляли по улицам, бегали по крышам. Можно сказать, мы руферы*, но без какого-либо там экстрима. Находиться на крыше домов и смотреть на город, на Неву – это настоящая романтика.

Цвета, музыка и люди
-В Санкт-Петербурге много цветных домов. Особенно в глуби города. Преимущественно приятные, пастельные тона. Невский проспект мне показался серым и даже мрачноватым. Благоустройство на высоком уровне. В каждом дворе установлены хорошие детские площадки с тренажерами. На улицах очень много музыкантов. У нас на «Ваське» (метро на Васильевском острове) один чувак классно играет на пластиковых бутылках, на площади Восстания собирается много творческих людей. Особенно красив Санкт-Петербург зимой. Тихо падает снег, кругом потрясающие пейзажи, мерцают новогодние огни… В целом здесь люди добрее и отзывчивее. Бывает, бесит, когда приезжие выпендриваются своими гаджетами, яркой одеждой, часто спортивной, таких брендов, как «Nike» или «Adidas». В Петербурге это считается дурной манерой и плохим вкусом. Одна особенность, которая меня удивила в питерцах, – это скромность и сдержанность. Люди, занимающие высокие посты, не одеваются вычурно и богато. Могу отметить, что у приезжих и местных абсолютно разный менталитет, разные взгляды на мир. Но жители культурной столицы пассивнее, чем иногородние. Последние более амбициозны, может, даже наглее. Питерцы знают, что живут в родном городе и останутся здесь, и им некуда спешить.

Ассоциации: камень, курильщики и книги
-У меня Санкт-Петербург ассоциируется с камнем и курильщиками. Город практически весь выполнен в камне. Здесь очень много курильщиков, практически на каждом шагу можно встретить человека с сигаретой. Когда в лицее познакомился со многими учениками, то понял, что я не такой уж и умный, каким меня считали в троицкой школе. Моему знакомому шестнадцать лет, а он разговаривает на латыни, греческом и других языках, свободно вступает в дискуссии с преподавателями. В Питере ребенку с детства прививают любовь к искусству, литературе, книгам. Я бывал в гостях у бутафорщиков, которые оформляли Венецианский карнавал. Значимые люди в Петербурге. Они меня курируют. В их доме нет большой, широкой «плазмы» или дорогой мебели, как у нас это любят, но есть огромная домашняя библиотека.

Туристы с барсетками в готическом стиле
-В Питере очень много художников. Излюбленным местом для них является кладбище, в частности, Смоленское. Потому что спокойно, и потому что много памятников в готическом стиле, особая атмосфера – мистическая. Наплыв туристов портит всю картину. Они могут бессовестно разгуливать по кладбищу в шортах с барсеткой и сигаретой.

Тысячи возможностей. Главное – мысль
-Да, в Питере тысячи возможностей реализоваться как художник. Развита инфраструктура в сфере искусства: много галерей, выставок, арт-проектов и площадок, в особенности современных (например, инсталляции). Но также неприлично много хипстеров. Это псевдобогема. Они часто собираются в «Этажах» (культурный центр, одно из крупнейших выставочных пространств лофт-дизайна). Могут полемизировать об обычной черной точке, изображенной на полотне, и принимать это за настоящее искусство. Я не ограничиваю себя каким-то направлением. Пробую разное: реализм, абстракционизм и т.п. В нашем классе преподаватель – современный художник. Он учит, чтобы мы закладывали в свое произведение самое главное – мысль. Ведь это очень важно.

Самоанализ
-Пожив в Санкт-Петербурге, я перестал употреблять в речи слова паразиты: «просто», «че», «как-бы», «ну» и т.п. Стал более «приземленным», то есть избавился от амбиций, открытым и снисходительным к людям. Люблю, когда человек проявляет какое-либо отношение, когда неравнодушен и не делает вид, что ему все равно. Это приятно. Ранее читал книги, но не так много. В последнее время – гораздо больше и только классическую литературу.

За время обучения в культурной столице Никита Каменев вместе с классом был на пленэре в Соловках, жил в подворье монастыря, посетил Старую Ладогу. Никита открыл тайну, что, собираясь, домой на каникулы, очень волновался. Думал, как примут родственники, друзья.
-Мне непонятно, почему люди не хотят развиваться, — рассуждает он. — Саморазвитие – это главный механизм движения. За год обучения я пришел к выводу, что в XXI веке самым важным является мысль, и ее нужно воспитывать, организовать и работать над ней. Желаю, чтобы люди читали много литературы. Лучше потратить деньги на книгу, чем на одежду или гаджет. Не нужно беспокоиться за внешность, важно то, что в голове.
Юный художник неоднократно задавался вопросом: что будет дальше? Ведь люди того мнения, что «искусством не заработать на хлеб», всегда сбивают с толку. Но он четко уверен в своем выборе – быть художником, быть в искусстве. После окончания художественной школы им. Б.В. Иогансона будет поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств им. И.Е. Репина. И это только начало творческого пути. Питер меняет людей? Скорее всего, смена пространства и окружения приводит к каким-либо метаморфозам в человеке, в его мировоззрении, взгляде на жизнь.
*Руфер – человек, занимающийся прогулками по крышам, т.н. руфингом, или руферством.
*Хипстер, хипстеры (инди-киды) – молодежная субкультура, в наше время подразумевающая обеспеченную городскую молодежь, интересующуюся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино и т.п.
Дмитрий БУДКОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.