«Мы все разные…»

Не каждому дано так щедро жить –
Тропой непроторенною ходить,
Рассвет встречать в избушке под сосной
На грани меж зимою и весной.
Не каждому дано так щедро жить –
На равных с ветром северным дружить.
И, позабыв про отдых и покой,
Спешить узнать, что там, за той горой.

Костер на снегу
Эта встреча была случайной в заснеженном зимнем лесу. Идти по свежевыпавшему снегу тяжело, лыжи проваливаются чуть ли не до самой земли. Среди этой застилающей глаза белизны мой взгляд не сразу различает белую лайку, мелькающую среди берез. Вслед за лайкой появляется хозяин собаки. Он идет уверенным размашистым шагом, почти не проваливаясь, как будто скользит по глубокому снегу. В ответ на мои сетования по поводу отсутствия лыжни он с легкой насмешкой говорит: «Моя лыжня мне интересней – она другая. Страна большая, места всем хватит». И, смягчив свое замечание, добавляет: «Мы все разные».
Ему ничего не стоит легко меня обогнать, но, может быть, почувствовав мою заинтересованность, он замедляет ход. Какое-то время мы молча идем рядом. Вдруг он резко сворачивает в сторону и останавливается возле одной березы. Мне уже понятно, что он не любит лишних расспросов, но, проследив за его взглядом, я замечаю черно-коричневый нарост на стволе.
-Это березовый гриб чага, — поясняет Владимир (так представился мне мой новый знакомый).
Он извлекает из своего небольшого, видавшего виды рюкзака топор, одним ловким движением отсекает гриб от ствола и кладет его в рюкзак. Через некоторое время, очевидно, заметив, что я уже окончательно выбиваюсь из сил, Владимир предлагает сделать привал. Он извлекает из сугроба несколько валежин, а из рюкзака – ножовку и закопченный котелок. Часть коряг быстро превращается в дрова, из остальных получается удобное сиденье. В котелке, доверху набитом снегом, быстро закипает вода, а несколько кусочков чаги превращают ее в ароматный чай, и мы с наслаждением пьем его вприкуску с медом из заветного рюкзака. Вскоре от усталости не остается и следа.
Кто бы мог подумать, что можно отдохнуть с таким комфортом в заснеженном зимнем лесу благодаря находчивости и умелым рукам моего нового знакомого, который оказался к тому же интересным собеседником! Меня удивила его осведомленность во всех вопросах, которых мы касались, будь то строительство дома или правильный выбор щенка, разведение пчел или подготовка к далекому путешествию. Но главная его загадка, на мой взгляд, – это умение быть жестким реалистом и в то же время осуществлять, казалось бы, самые несбыточные мечты. Мне кажется, он достиг этого отчасти благодаря тому образу жизни, который он выбрал для себя, готовности делиться своим опытом с другими людьми и еще – способности постоянно стремиться к новым знаниям и переосмысливать полученную информацию, находя в ней рациональное зерно. Наверное, это тот редкий случай, когда природная интуиция, свойственная человеку в далекие времена, возвращается к нему как великий дар, когда он сохраняет тесную связь с природой и пытается жить по ее законам, в самом человеческом смысле этих слов.

Теплый Ключ
Как только начинает пригревать февральское солнце, начинается подготовка к большому походу на Абакан, а точнее – на Теплый Ключ. Этот целебный источник по своей ценности не уступает, а возможно, и превосходит знаменитые радоновые ванны курорта Белокуриха. Но если до Белокурихи можно добраться за три-четыре часа на машине или комфортабельном автобусе, то путь на Теплый Ключ занимает у Владимира трое суток: день – на автомобиле и два дня – на лыжах или пешком, в зависимости от местности и погоды. Обратный путь преодолевается быстрее – за двое суток. У него не бывает попутчиков, так как в это время года желающие искупаться в целебных водах в основном приезжают сюда на снегоходах либо прилетают на вертолете. А пешие «странники» встречаются редко и предпочитают передвигаться не в одиночку, а только группами. Продукты же для них тоже зачастую доставляют вертолетом. Отсюда до жилища известной отшельницы Агафьи Лыковой, можно сказать, рукой подать – всего каких-то 50 километров. Много вещей и продуктов с собой не возьмешь, поэтому содержимое рюкзака проходит тщательный отбор, чтобы не допустить буквально ни одного лишнего грамма. Немало времени занимает подготовка снаряжения, которое регулярно совершенствуется, так как каждый новый поход приносит опыт и дает пищу для размышлений…

Охотник, рыбак, путешественник?
«Стакан наполовину полон»… Это мнение оптимиста, пессимист скажет иначе: «Наполовину пуст».
Любое время года имеет свои краски, и каждый день приносит радость. Осенью в лесу становится светло, прохладно и тихо, исчезают комары и мошка, и до самых снегов можно ходить по осеннему лесу, наблюдая, как готовится к долгой зиме природа. А еще именно в это время, когда закончены в основном все летние хлопоты, можно отправиться на рыбалку на Абакан. Но желательно быть там до большого снега. Дорога в этих местах – запредельный экстрим, поэтому отправляться сюда в одиночку – неоправданный риск, «безумство храбрых»… Ее и дорогой-то сложно назвать: 30 км преодолеваются на автомобиле за три-четыре часа. Самую большую опасность представляют мосты, которые находятся в аварийном состоянии. Не дает расслабляться и обилие медведей, о чем свидетельствуют останки двух авто в виде рваных покрышек и искореженной кабины, во что трудно было бы поверить, если бы не пришлось убедиться лично.
От места стоянки машины до основной рыбалки – день-два ходу. Начальный этап дороги самый сложный, так как она проходит по крутому и скользкому ущелью, по дну которого протекает горная река. Преодолеть его можно только благодаря знанию тропы. Хорошо, что рюкзак с каждым новым походом становится все легче, потому что запас провианта берется по минимуму. Ведь многое в лесу дает природа, если только подойти к этому вопросу со знанием дела. Свежая рыба, кедровые орехи, клюквенные болота и заросли черничника, а в охотничьих избушках всегда найдутся соль и минимальный набор продуктов, оставленные по закону тайги. «Главное в походе – голова. Волка ноги кормят, а рыбака и охотника – голова».
И, наконец, первая в этом сезоне рыбалка! И – первый долгожданный хариус, переливающийся в лучах осеннего солнца всеми цветами радуги! Как награда за все трудности, которые пришлось преодолеть ради нескольких дней наслаждения и восторга, ради того, чтобы насытиться радостью общения с природой и, конечно, ухой из свежепойманного хариуса, вкуснее которой, кажется, нет ничего на свете. Хариус – рыба штучная: нет смысла заготавливать его впрок и тащить через перевалы, ведь со свежим все равно не сравнить. И рыболовные трофеи – это не результат, а, скорее, значимая часть незабываемого путешествия под названием «рыбалка на Абакане».
Несколько дней блаженства, и снова в путь. Вновь предстоит пройти по запутанным таежным тропам и по скользким камням ущелья. Увидеть медвежьи следы на первом снегу и запечатлеть на фотоаппарат картины заснеженной тайги. Чтобы потом пересматривать их еще и еще вместе с семьей и друзьями. И с нетерпением ждать нового похода на Абакан, подготовка к которому фактически начинается сразу же после возвращения домой, где все свое, родное, знакомы лесные тропинки и излучины реки с простым и емким названием – Большая речка.
«Пусть читатель не пытается увидеть и понять все сразу – невозможно увидеть бесконечность, но она есть».
Полина МЕРЦАЛОВА.
Читайте материал полностью в номере газеты за 27 декабря 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.