Село мое лесное…

А в речке, говорят, налим водился
Червленый, червонный – так на Руси издревле называли красный цвет. Красную краску делали из особого вида червей, червецов, отсюда и название. И алый цвет, по-видимому, так нравился нашим предкам, что они заменили старославянское «чермный» на новое наименование «красный», то есть «самый хороший, прелестный, красивый, радующий глаз».
Кто знает, может, именно руководствуясь красотой мест, а еще обилием рябины в лесу или сосен по берегу реки, стволы которых кажутся красными, и дали больше ста лет назад предки название своему населенному пункту.
До середины 60-х годов прошлого века Червянка не входила в состав Троицкого района. Поначалу числилась за Усть-Пристанским, потом недолго примыкала к Алейскому, и – снова Усть-Пристань. Журналист краевой газеты Владимир Васильевич Гусельников даже написал тогда статью на тему метания села под названием «Червянка. Между небом и землей», которая, возможно, и послужила толчком для передачи села в 1966 году нашему району.
В большом селе, расположенном на слиянии двух рек, Камышинки и Червянки, были школа на триста учащихся, интернат, больница, столовая, детский сад, клуб, пара магазинов. В начале сороковых хотели протянуть сюда и железнодорожную ветку, чтобы поезд заходил, но началась Великая Отечественная война, и идею строительства железной дороги отложили в долгий ящик.
На протяжении всего существования села его жизнь была неразрывно связана с лесозаготовками, работали леспромхоз, лесхоз и химлесхоз. Основная часть взрослого населения, как мужчины, так и женщины, конечно же, работала в лесном хозяйстве. Были здесь и свои пункты приема грибов, ягод, лекарственных трав, вплоть до восьмидесятых годов еще занимались заготовкой сосновой живицы, хвойной лапки и метлы. Сейчас трудно поверить, но большую часть леса в 50-60-х годах сплавляли по реке Камышинка, от бывалого величия которой мало что осталось, высохла с годами речка, а тогда по весне, в самый разлив, в село заходили катера, на сплаве леса работали целыми бригадами. А когда началась война и мужики один за другим стали уходить на фронт, женщины заменили их и на самых тяжелых участках, вручную грузили лес, работали на пилораме и в лесных делянах.

Точечная связь
Как живет село сегодня? Наверное, как сотни, тысячи таких же дальних и малых сел. Население – около сотни человек, рабочих мест – по пальцам пересчитать. Основным работодателем является ООО «ЛесБизнес-М», где трудоустроено порядка двадцати местных мужиков, есть школа-«девятилетка», где маленькой и дружной семьей живут шесть педагогов и 13 ребятишек. Неподалеку от школы – ФАП, почтовое отделение, а в здании лесничества предприниматели из Боровлянки Гвинджилия обустроили магазин, в котором и отовариваются жители села. А вот клуба в маленьком лесном селе нет, культурно-образовательно-досуговым центром здесь является местная школа, где и собираются селяне, чтобы отпраздновать какое-либо мероприятие, от Нового года до дорогого всем Дня Победы.
Чтобы «безлошадному» доехать до ближайшей Боровлянки, нужно выложить таксисту 700 рублей, добраться до Троицкого – без малого три тысячи (понятно, что дорога оплачивается в оба конца). Рейсовый автобус тоже может зайти, отмотав дополнительные километры, но исключительно по ранее поданной заявке от трех и более человек, и последний раз такое было лет семь назад (а точнее жители и не помнят).
Сотовая связь, по выражению местных, работает «точечно», то есть по телефону можно поговорить лишь в определенных точках села. А чтобы пользоваться Интернетом, устанавливают специальные антенны. Скорость, конечно, невысокая.

Праздник леса – общий праздник
Кому еще работать в лесу, заниматься заготовкой деловой древесины и дров, посадкой сосенок и елочек, охранять лес от пожаров, да и вообще следить за состоянием «легких планеты», как не жителям сел, расположенных в этих самых лесах? От деда к отцу, от отца к сыну передается любовь к местам дальним, подчас заповедным. Вот и здесь годами сложилось, что работа в лесу стала для многих делом семейным. А значит, День работников леса по праву можно считать праздником для всех жителей Червянки.
Сегодня на территории Червянского лесничества свою деятельность развернуло ООО «ЛесБизнес-М». Традиционно главными задачами предприятия являются заготовка леса, а также его охрана, защита и восстановление. Для организации пожароохранной деятельности на предприятии есть пара «Арсов», трактор для опашки территории, два человека по очереди дежурят на вышке, один – на рации в конторе. На делянах бригады заготавливают сосну и березу. В настоящее время на распиловку деловую древесину возят в Клепиково, но в планах – запуск пилорамы в Червянке, а еще покупка нового трактора и лесовоза. По мере возможности лесничество помогает социальной сфере села, например, взяло на себя заботу по обеспечению школы дровами, а в преддверии подготовки к новому учебному году помогло с ремонтом в помещении.
Старейшим работником Червянского лесничества сегодня по праву считается Сергей Федорович Вяткин, стаж работы которого – более сорока лет. Как приехал после армии в родную Червянку, так и работает по сей день. Трудился в бригаде, возил местных ребятишек на автобусе лесничества в боровлянский интернат, а сейчас «заведует» пожарной машиной.
Около тридцати лет отдал Червянскому лесничеству Владимир Дмитриевич Левун, работавший лесничим, а позже – мастером леса. «Принципиальный, ответственный, настоящий мужик!» — говорят о нем односельчане.
Мнение жителей Червянки разделяет и В. Фомин, глава Боровлянского сельсовета:
-Левун – это правая рука администрации в своем селе, человек ответственный, честный, на него всегда можно положиться, решит любые вопросы, поможет людям.
Вяткин и Левун – «лесники» потомственные. В свое время отец Владимира Дмитриевича много лет отработал в Листвянском лесничестве Боровлянского леспромхоза, был награжден орденом Ленина. Федор Григорьевич Вяткин, вернувшийся с фронта без ноги, трудился пилоправом. По стопам отца пошли и шестеро его сыновей, связавшие свою жизнь с лесным хозяйством.
Да мало ли таких вот семейных династий в Червянке? Почитай, в каждом доме. И наравне с мужиками в лесу работали и женщины. Как, например, Валентина Петровна Драничникова или Софья Владимировна Вяткина, лесничие. Был здесь и свой Герой Социалистического Труда, Василий Иванович Белов, вернувшийся с войны капитаном.

50 – в медицине и почти 80 – в лесу!
Фамилия Вяткиных в селе распространенная. Оно и немудрено, шестерых сыновей вырастили на червянской земле Федор и Ульяна Вяткины, и лишь один уехал впоследствии в Казахстан, остальные остались жить и работать в Червянке, и сегодня трудится в лесничестве самый младший, вышеупомянутый Сергей Федорович.
Одной из старших жительниц села местные называют Валентину Яковлевну Вяткину, супругу Николая, первенца Федора и Ульяны. Уроженка тех мест, в родную Червянку она приехала после окончания Барнаульского медицинского училища в далеких пятидесятых, когда по всей стране гремела «земля целинная». Полвека отработала Валентина Яковлевна в ФАПе, много больных прошло через ее добрые и заботливые руки, к ней-то и поспешили мы в надежде услышать рассказ о том, как жило и развивалось село, работали люди.
-Хорошо мы жили, село доброе было, центральной усадьбой считалось! – улыбается Валентина Яковлевна. – Когда я вернулась домой, чтобы работать, у нас была своя больница, стационар на 16 коек, две койки для рожениц. Помимо терапевта работали санитарный и зубной врачи. Работа на валке леса, на пилораме не из легких и простых. Всякое в лесу случалось, бывало, что и с тяжелыми травмами привозили. Но с годами «наверху» решили, что больница наша нерентабельна, и ее закрыли, оставив ФАП. До середины 60-х мы к Усть-Пристани относились, районная больница – за Обью, а тяжелых-то надо как-то отправлять! Шхуна два раза в день ходила через реку, естественно, по часам, а больной или роженица тяжелая ждать не будут, их срочно вези. Не раз на берегу ревела: довезу, не довезу? А вдруг помрет? Троицк тогда нас не принимал, но все равно на свой страх и риск вопреки запретам возила иногда экстренных в Боровлянку, за что и «получала».
Муж Валентины Яковлевны, Николай Федорович, всю жизнь отработал в лесу. А сегодня в лесничестве работают и два их сына, дочка учительствует в Боровлянке. По воспоминаниям Валентины Яковлевны, семья мужа была очень дружной, отношения внутри были именно братские, теплые, надежные. Нет сегодня уже старших, Николая и Петра, но в Казахстане живет Виктор, а по соседству – Михаил, Александр, Сергей, их дети, внуки и правнуки. Кто-то из молодого поколения уехал из села, а кто-то остался и работает. Ну, или учится, как первоклассник Ромка Вяткин, младший из внуков бабушки Вали, у которой, кстати, их, внуков, семеро и уже есть три правнучки.
Через полгода Валентина Яковлевна отметит свой 80-летний юбилей, и, скажу честно, глядя на нее, никогда бы не догадалась об истинном возрасте этой энергичной и оптимистично настроенной женщины. Во время нашей беседы она практически не сидела на месте, успевала бегать (именно бегать!) в летнюю кухню, чтобы помешать в казане заготовку на зиму, подливать горячий чай в чашку, показывать альбомы со старыми фотографиями.
-Дочка ругается, мол, зачем ты столько овощей насадила? И вправду, зачем? А это все привычка. Помидоров только сто корней нынче высадила, а теперь вот перерабатываю, банки катаю на зиму. Придут внуки – угощать буду. Я ведь одна не сижу, у меня постоянно кто-то толчется, — смеется Валентина Яковлевна. – Правда, огород поменьше стал, да и затапливает частично (по краю огорода течет Камышинка).
-А скотинку не держите?
-Нет, теперь уже нет! А раньше держали много всякой животины. Народ массово стал отказываться от коров, когда в окрестностях села банда появилась. В лесу пастуха нет, скот сам по себе пасся, вот и нашлись «добрые» люди, решили поживиться на дармовщинку. Стали скот воровать, у нас двух быков зарезали. Люди тогда доброй половины скота лишились: отправляли утром в пас животинку, а взамен получали «рожки да ножки». В милицию народ заявлял, да мы и сами стали следить – и выследили, поймали лихоимца! В район позвонили, наряд не присылают, так мы сразу к прокурору: «Не приедет наряд – убьем!». Быстро прилетели. Правда, пока ехали, мужики наши тому «конокраду» «отвесить» успели…
Наталья ЯКОВЛЕВА.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.