Физика или «С легким паром»?!

Отечественная школа претерпевает масштабные изменения. Представители Министерства образования и науки РФ заимствуют некие достижения у коллег за рубежом и твердо уверены в формировании универсальной системы учебных заведений. «А то! За бугром все иное, на ступень выше, чем наше…». Пока перенимается не изученное толком, не знакомое нам, что затем предлагается школяру, разработчики образования зарубежных стран исследуют достижения советской школы и берут на заметку ее высокие коэффициенты. Это можно было бы охарактеризовать как взаимообмен: «вы – нам, мы – вам». Но не тут-то было! Похоже, чиновники осознанно стремятся к упрощению всего и вся, к отказу от системы, связанной с «made in USSR». Возможно, «та» система была, как бы тавтологично это ни звучало, системной, пунктуальной, последовательной, излишне идейной, но эти характеристики повлияли на формирование образования высокого уровня. По показателям последних ЕГЭ, знания у современного школьника не наилучшие. Все траектории сходятся в точке «игрек» – коммерциализация. Ранее распространенные слухи о платном образовании вскоре пустят материализованные корни в реализации задумок тех, кто «сверху».

Но перемены основаны не только на заимствовании зарубежного опыта. Нововведения, предлагаемые министрами, а также деятелями культуры, вполне могут войти в этот круг преобразований. Так, со стороны кинорежиссера «всея Руси» Н.С. Михалкова была проявлена инициатива. На «круглом столе» «О развитии национального кинематографа» Никита Сергеевич предложил сгенерированную им идею, а именно: ввести в школьную программу новую диковинную дисциплину под внушительным названием «100 лучших фильмов». Первоначально Михалков предлагал включить предмет в учебный план как факультативное, внеурочное занятие, но смекнул, что не каждого затянешь в школу после уроков. Тогда он настоял на обязательном варианте. Курс должен состоять из 50 процентов великого кинематографа советского периода и 50 процентов зарубежной классики кино. По мнению Михалкова, этот предмет школьники должны изучать с 6-7 классов. Высокую степень важности этого курса режиссер обосновал в необходимости развития востребованности зрителем российского кино, а также воспитания в молодом поколении патриотических чувств. Как же еще, если не фильмами, воспитать в шестикласснике любовь к Родине, великому и могучему русскому языку? «Иначе они это никогда и нигде не увидят», — пригрозил Михалков. За «круглым столом» присутствовал министр культуры Владимир Мединский, который поддержал эту великолепную идею и поручил департаменту кинематографа взяться за селекционирование, а также акцентировал внимание на том, чтобы была квота на отечественные фильмы. Итак, старт отбору «100 лучших» дан. Казалось бы, идея неплохая: оценивая современный кинематограф РФ, нельзя сказать, что он высшего сорта, а посредством подобного курса в молодежи можно воспитать высокий вкус на примерах советских фильмов.

Но никто не отменял контрсимпатию к подобным новшествам. В психологическом отношении у школьника могут возникнуть чувства отторжения, ненависти и банальной незаинтересованности. О времена! О нравы! Иные, отличные от убеждений, мировоззрений периода СССР, тенденции современности живут под знаменами моды, в которой кишат экшн, унисекс, гламур и т.п. Это естественным образом влияет на сознание каждого. Если в курс «100 лучших фильмов» будут включены переэкранизации таких фильмов, как «Война и мир», «Приключения Шурика», где Андрей Болконский – прототип Бэтмена, а смекалистый Шурик – гангстер с грубой щетиной и зубочисткой в зубах, тогда результат, в смысле интерес, может, и будет. Неужели патриотические чувства нельзя воспитать при помощи проверенных дисциплин, коими являются литература, русский язык, история? Появление нового предмета в списке общеобразовательной программы приведет к исключению другого, как показывает практика, необходимого для школьника (те же русский язык, литература, история и т.д.). Нельзя презреть интерес ученика, ведь не каждый любит наслаждаться киноискусством, а предпочитает ему статистические данные, набор хромосом, процессы коррозии металла, физические упражнения. Если господа от образования решат в пользу появления новой дисциплины, то было бы разумным не забывать об индивидуальных качествах человека.

«Не думаю, что это стоящая идея», — говорит А.И. Бруль, директор ТСШ №1. – Так, например, после включения в школьную программу «Основ религиозных культур и светской этики» произошло сокращение основополагающих для школьника дисциплин. Тяжкая доля выпадает обычно русскому языку, литературе, физике и т.д. Ознакомиться с отечественным кинематографом можно на уроках литературы, где уместны экранизации произведений, на уроках истории посредством документальных и художественных фильмов с сюжетами об исторических событиях, датах. Изучение кино как одной из сфер культуры применимо на уроках МХК («Мировая художественная культура»). С помощью такого курса, как «100 лучших фильмов», нельзя воспитать патриотизм. Для его формирования в человеке требуется вся жизнь. Здесь нужна всеобщая идейность, подразумевающая единство, целостность народа, которая существовала в советское время. В период СССР был объемный масштабный идейный центр, в котором и которым жила страна. Сейчас все лучи интересов, исходящие от организаций, общества и от каждого человека, не пересекаются в одной точке, а направлены на достижение их собственных целей. Возможно, в этом изменении есть определенные задачи политических кругов.

Один из важных моментов для такого курса – это создание учебных пособий с конкретной тематикой, системой и подходами к изучению дисциплины и т.п. Здесь необходимы тщательные исследования, выявление особенностей, нюансов, на что требуется много времени. Также возникает вопрос: «Кто будет преподавать этот предмет?». Специалистов в данной области нет, следовательно, вести дисциплину будет педагог, знающий кино на любительском уровне. Возьмем некоего педагога Марию Ивановну, которая не знакома с кинематографом, но ей нужно вести урок о кино для школьников. Конечно, мы ее отправим на курсы, длящиеся около месяца. Но что человек может узнать о кинематографе, его принципах, истории за короткий срок? Он должен жить и дышать своими интересами, увлечениями. Поэтому после выхода закона о нововведениях в школьной программе педколлективу школы придется приспосабливаться. Я не согласен с тем, что эта дисциплина необходима современному школьнику. Это приведет к сокращению часов основных, необходимых дисциплин. В плане общеобразовательных курсов имеются наиболее важные предметы, нежели «100 лучших фильмов». Сейчас политика Министерства образования ведет к сокращению объема русского языка, литературы в школе. По мнению чиновников, наиболее важными являются физкультура, ОБЖ. В результате часы этих предметов увеличиваются, а их было предостаточно и ранее. И как будут производить отбор фильмов? По каким критериям? Исходя из собственных предпочтений?

Спрос у молодого поколения на фильмы носит иной характер, чем у старшего поколения. Уверен, что «Иван Бровкин», «Горячий снег» интересны поколениям, которые воспитывались на таких фильмах. Это другое мировоззрение, отношение ко всему вокруг».

Неужели реформаторы системы образования и государства забыли, что в пределах территории страны есть огромное количество провинциальных городков, сел и других населенных пунктов? Возможно, в городах проживают люди, профессионально увлеченные кинематографом, но не каждый из них пойдет в школу педагогом за низкую заработную плату, что уж говорить о селах. Здесь безвыходное положение и для Марьи Ивановны, и для Василия Петровича. Ознакомиться с тематическими материалами, съездить на курсы, а далее – адаптироваться, выкручиваться перед детьми на уроках о кино? Неловкое положение. Вам не кажется, что в подобной ситуации возможен и обман, и отсутствие ответа на детский вопрос: «Почему?». Не все сельские школы оснащены аппаратурой, техническими средствами, с помощью которых можно крутить кино. Как просвещать детей в подобных условиях?

Немаловажно, каким способом будет составлен список фильмов. Прежде всего, нужен объективный подход к выбору «лучших». Но чаще всего господа чиновники не учитывают мнение народа. Ветер перемен набирает скорость.

И все-таки ученик, которого влечет киномир, не пропустит очередной интересный фильм. Поэтому наиболее приемлемым вариантом для российской школы, на наш взгляд, является факультативное занятие «100 лучших фильмов». Из собственных побуждений школьник сделает свой выбор: ходить или не ходить, смотреть или не смотреть.

Мы поинтересовались мнением людей, стоит ли вводить в школьную программу предмет «100 лучших фильмов».

Ирина, 42 года: Это необходимо для общего развития знаний у школьника. Вполне можно ввести как факультатив, но не в качестве обязательной дисциплины. Существуют более важные предметы, на которые нужно бы увеличить нагрузку. И еще: не все люди увлекаются искусством, фильмами.

Евгений, 22 года: Кино, как и книга, создается людьми и является одним из мощнейших инструментов изменения мировоззрения людей. А зная современные фильмы, можно сказать, что идейка не из лучших. Я мог бы еще понять, если бы детям показывали не художественные фильмы, а небольшие киноролики, познавательные или документальные. Дети еще не понимают, что нужно отличать культуру своего народа и народа западного. Мы мыслим по-разному. Поэтому зарубежная, хоть даже и классика, может изменить мировоззрение. Конечно, не у всех, но угроза для нации есть.

Алексей, 20 лет: Если фильмы не повлияют на психику школьников отрицательно, то почему бы и нет? Но тут главное – выбирать качественные фильмы. Большинство современных не подойдут для просмотра, там же одну чушь показывают (убийства, насилие, секс, наркотики, алкоголь и так далее). У школьников после просмотров таких фильмом, я думаю, сложится не лучшая точка зрения… Хотя есть современные, которые вполне могут чему-нибудь научить школьника (любить, уважать, например), но таких мало. Есть и современная классика, которая не ахти какая… Ну, а против отечественной я ничего не имею, пусть показывают, но и здесь свои минусы.

Тамара, 17 лет: Считаю введение подобного курса положительным моментом. Это хорошо повлияет на общее развитие знаний у школьника. К сожалению, немногие знают отечественный кинематограф как современности, так и советского периода, а это много хороших фильмов. Но больше всего не знают кино зарубежной классики. Также эта дисциплина полезна тем, кто занимается в театральных кружках. При просмотре фильмов ученик может поучиться актерской игре у талантливых актеров. Но кроме этого, такой предмет поможет понять скрытый замысел, идею кинорежиссера.

Андрей, 16 лет: Я считаю, этот предмет нужен в качестве обязательной дисциплины. Это позволит получить знания, что расширит кругозор ученика.

Ирина, 15 лет: Я считаю, что этот курс необходим. Лично мне он понадобится, так как буду поступать в учебное заведение с кинематографическим уклоном. После просмотра происходит переосмысление многих вещей, мира…

Ольга, 14 лет: Я думаю, этот предмет не нужен. В школе есть такие предметы, как русский язык, алгебра, физика, химия и т.д., которые наиболее важны.

Дмитрий БУДКОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.