Было голодно, но весело…

Тех, кого в народе принято называть долгожительницами, в Боровлянском пятеро: Мария Андреевна Шипуля, Анна Николаевна Медведская, Мария Михайловна Третьякова, Евгения Осиповна Солосина и Раиса Андреевна Апт. Первые четыре еще девочками начали работать на беловских свинофермах и посвятили всю свою жизнь животноводству.

Тем ясным февральским днем мы не сразу нашли дорогу к маленькому, видавшему виды двухквартирному домику. Когда подошли, поначалу подумали – нежилой: дверь первой половины заколочена, двор завален снегом, а ближайшие дома находятся на внушительном расстоянии, рядом заснеженный пустырь. Но, увидев едва приметную тропку, ведущую к соседней квартире, поняли: да нет, все верно, в этот дом нам и нужно. Двери на крошечную веранду приоткрыты – значит, ждут гостей.

Хозяйка, Анна Николаевна Медведская, сродни своему домику – маленькая и сухонькая, да и возраст немолодой – 87-й год идет. Встать и встретить гостей она не может – зимой упала и сильно повредила ногу, а потому не ходит и все время теперь проводит на диване. Видит бабушка тоже очень плохо, но, услышав, что гости наведались по ее душу, обрадовалась – нечасто «из района» навещают и уж тем более с просьбой рассказать о житье-бытье, о том, как жила, работала, детей растила…

Родилась Анна Николаевна в 1929 году в Семипалатинской области, а тремя годами позже на троицкой земле появился ставший впоследствии знаменитым на весь Советский Союз свиносовхоз «Беловский». И так случилось, что практически вся ее жизнь связана именно с этим хозяйством, куда в 1933 году привезли маленькую девочку родители.

-Как мы жили, милочка моя? Всяко жили, но хоть и голодно было, но весело, — начинает рассказ о своей непростой жизни Анна Николаевна. – В школе училась, как придется: выпал осенью снег – сижу дома, весной растаял – пошла в школу. Придет мамка домой, скинет деревянные башмаки, я обула и побежала до школы. Не видели вы такую обувку? И не дай Бог увидеть, – вздыхает Анна Николаевна.

Три класса, четвертый коридор – поговорка дошла до наших дней с той давней поры, когда многие ребятишки бегали в школу раз от разу, как было это и с Анной Николаевной. Вот и она за плечами всего четыре года учебы имеет. Да и о какой учебе могла идти речь, если и в мирное-то время концы с концами еле сводили, а как война началась, так и вовсе пришлось думать, как помочь матери на кусок хлеба заработать. Подростки военных лет взрослели рано: городские заменяли у заводских станков ушедших на фронт отцов и старших братьев, в селах работали на полях и животноводческих фермах. Прошла работать свинаркой и юная Аня Медведская, в сорок четвертом наравне со взрослыми ухаживала за поросятами, а как закончилась война, решила для себя – останусь на ферме, куда мне, неграмотной, еще идти?

-У меня очень хорошо получалась отымать поросят от матери, и проработала я свинаркой на подсосе практически 42 года, – вспоминает Анна Николаевна. – Работу свою очень любила. Многие от свинарника нос воротят, а мне работа нравилась. После опороса поросятки маленькие с мамками остаются, вот за ними и ухаживаешь, а как выкормит их мамаша до определенного возраста, наберут они вес, так начинаешь их отымать и передавать другой свинарке, а взамен набираешь следующую группу новоявленных мамаш с народившимися поросятами. И так по кругу: одних выкормишь – другие на подходе, сколько их через наши руки-то прошло? Тысячи! И все заботы и ухода требовали, а без любви к скотине в животноводстве работать нельзя.

С наступлением теплых дней свиноводческие фермы пустели – поголовье перегоняли в летние лагеря, располагавшиеся в нескольких километрах от Боровлянского. Там для свиноматок с поросятами обустраивали специальные летние домики, этакие клеточки, а чтобы ухаживать за поголовьем, свинарок ежедневно возили до летников на машине.

Труд был полностью ручной, ни о какой механизации тогда и не слышали. Готовили и раздавали корма, чистили клетки, убирали снег, носили воду – все вручную. Помимо ухода за поросятами выполняли и массу другой работы.

По сей день помнит, как на быках копны с сеном возили да дрова из леса:

-Помню, поехали в бор за дровами. Впереди парни едут, у них лошади в сани запряжены, а мы, девчонки, бычьими упряжками управляем. Пока до места доберемся, ребята нам уже бревен напилят. Погрузят – и мы в обратный путь потихоньку выдвигаемся. А парни уж после нас себе возы делали, на лошадях-то сподручнее везти, чем на наших тихоходах. А еще помню, как лет в 13-14 сено вручную метали. Стараешься, поддеваешь вилами, накладываешь на волокуши, а силенка-то какая? Да и откуда ей, силе, взяться – питались не ахти: придем в столовую, а там суп из овсянки на воде, зернышко за зернышком в чашке бегает. Вот так и работали, много чего за свою жизнь перелопатить пришлось…

Рассказывая о своей молодости, Анна Николаевна периодически прерывается на недолгое время, смотрит куда-то мимо, в пустоту, видимо, воссоздавая, рисуя в памяти картинки тех дней:

-И все же жизнь за моими плечами пусть и трудная, но хорошая, да и люди в основном мне хорошие встречались. И работать мы умели, и отдыхали на славу. Помню, собирались всем коллективом, садились в кузов грузовой машины и ехали то за клюквой, то за брусникой, то калину мешками привозили. Наморозишь, в бочках водой зальешь, а зимой занесешь домой, напаришь – казалось, вкуснее лакомства не было! А как дружно и весело мы справляли день животновода?! Со всех ферм совхоза народ собирался, гуляли на природе, ох, и весело было! Так и жили: голодно, тяжело материально, но весело, дружно, а раз весело, то и на душе хорошо было. На работу с песней, и с работы с песней. Дружба – вот самое главное в нашей жизни. А сегодня люди так не живут…

Свою первую медаль за ударный и самоотверженный труд Анна Николаевна получила по случаю столетнего юбилея В.И. Ленина. С этой юбилейной медали и пошла череда наград, среди которых был и орден Трудового Красного Знамени, и другие медали, грамоты и благодарности.

-Много чего дарили, всех подарков уж и не упомню. Часы вот были, а еще аж из самой Москвы полушалок присылали. Да и было за что благодарить, хорошо я работала, — улыбается Анна Николаевна, вспоминая те дни.

В 1972 году Анне Николаевне дали гарнитур, шкаф от которого до сих пор стоит в ее домике, а несколькими годами позже наградили мотоциклом «ИЖ-Планета» с коляской, техникой по тем временам значимой и востребованной.

Много лет прошло с тех пор, много воды утекло. Последнее время Анна Николаевна жила одна, по хозяйству помогали жена покойного сына и внуки. Они и огород обихаживают, и снег зимой чистят, и по дому помогают. Несколько месяцев назад ухаживать за матерью приехала дочь Галина, которая более 30 лет живет в Донецкой области, теперь ДНР. К сожалению, остаться рядом с матерью дочь не могла, нужно было возвращаться назад. Накануне нашего визита Галине позвонил муж и рассказал, что младший сын уехал «на боевые» – воюет, как старший брат и многие жители Донбасса, за свободу своей республики. Городок, в котором живет семья Галины, расположен в двадцати километрах от Донецка, и о войне там знают не понаслышке…

-Конечно, хотелось бы к маме поближе быть, но судьба так распорядилась, что сегодня это невозможно, — вздыхает в разговоре дочь. – Успокаивает, что не одну оставляю, родные рядом будут, не оставят ее в трудную минуту.

После отъезда дочери Анну Николаевну забрала к себе сноха Надежда, которая все эти годы, конечно же, была с ней рядом. Всего у Анны Николаевны восемь внуков и уже семеро правнуков. А вот троих детей она похоронила, и ранний уход самых близких сильно подкосил здоровье пожилой женщины.

-Родные у меня уж больно хорошие, — говорила в день нашей встречи Анна Николаевна. — Я на них не обижаюсь. Они заботятся обо мне, и дров принесут, и от снега двор почистят, и продукты купят. Одно плохо – воды рядом нет, приходится у соседей брать.

Действительно, вблизи дома Анны Николаевны ни колонки, ни колодца. Почему бабушка-орденоносец, сорок с лишним лет отдавшая работе в совхозе, на старости лет должна была просить воду у соседей – это вопрос уже к вышестоящим инстанциям, держащим руку на пульсе жизни села. Хотя теперь, после того как старушку забрала к себе сноха, вопрос водоснабжения домика, видимо, отпадет сам собой. Но сколько еще таких вот бабушек, с почерневшими от тяжелой работы руками, верой и правдой служивших на благо родного государства, о которых вспоминают лишь, когда нужно вручить очередной юбилейный подарок от вышестоящих властей?..

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.