Горе без ума

Вместо предисловия

Посмотрите внимательно по сторонам: что нас окружает? Привычные, примелькавшиеся взгляду вещи, знакомые лица, в общем, ничего особенного. По коридору прохаживается коллега (предположим, Петя) с привычной кружкой в руках. Или вон в правом углу стоит цветок – засыхает, конечно, полить забыли… А это что за человек в высоких ботинках и с тяжелой сумкой через плечо бодрым шагом прошел в соседний кабинет?.. Да, наверное, знакомый к кому-то. Примерно так же летом 2011 года на норвежском острове Утейа, где проходил традиционный молодежный лагерь, окружающие не обратили особого внимания на внешне подозрительного человека – это стоило жизни 85 ребятам, по которым открыл огонь националист и террорист Андерс Брейвик. Практически все мировые СМИ написали тогда, что Брейвик – это отражение неофашизма.

Его имя уже перекочевало в число нарицательных. Сегодня число людей, которые радикально против других – отличающихся от них цветом кожи, говорящих на другом языке или молящихся другому богу, – в исторически многонациональной России может исчисляться десятками и даже сотнями тысяч. Только в Алтайском крае за последние шесть лет за убийства на национальной почве осуждено 15 человек.

 История первая: будущий строитель

Саша Ельцов, который мог бы проектировать и строить дома (для этого он и поступил в АлтГТУ), сейчас приобретает более «нужные» для него на данный момент навыки дворника, маляра, уборщика на территории лечебно-исправительного учреждения №1 в Барнауле. И это суровая реальность для двадцатилетнего парнишки на ближайшие 13 лет. Именно столько он будет сидеть в тюрьме за убийство корейского студента – просто за то, что тот не русский. Сашин срок начался в феврале 2010 года, но, кажется, он только сейчас стал осознавать, что фактически на полтора десятилетия сократил себе жизнь. «Тогда мне казалось, что «неславяне» занимают наши рабочие места и с этим надо бороться. Теперь я понимаю, что есть те, кому выгодно раздувать национальные противоречия», — говорит заключенный.

 История вторая: мальчик из хорошей семьи

У Димы Попова всегда была тяга к литературе. Студент-политолог много читал, и родители-медики это поощряли. Наверное, если бы в середине двухтысячных годов они поинтересовались, что за книги являются настольными у их сына, то в 2012-м он мог бы получить диплом вуза. Вместо этого Попов получил восемь лет лишения свободы в колонии общего режима за убийство двух человек по мотивам расовой и национальной ненависти. «Сейчас здесь я общаюсь с людьми и славянской, и неславянской внешности, и для меня национальность не является определяющим фактором. Это такие же люди, как и я».

Все книги, которые читает Дима, обязательно проверяют сотрудники колонии. Еще они следят, чтобы заключенный встал ровно в шесть утра и лег спать не ранее десяти вечера. Здесь нельзя, как дома, запросто полдня смотреть телевизор, нельзя проспать работу, невозможно сходить вечером с девушкой на свидание. Да и вообще свидание с родственниками разрешается не чаще, чем раз в четыре месяца.

 История третья: педагогический талант

Максима Потапова навещают тоже не чаще трех раз в год. Сейчас приезжает в основном мама. Раньше навещала жена, но мужа-экстремиста женщина не выдержала, подала на развод. «Я ее не обвиняю, — говорит Максим, — она слабая одинокая женщина. В конце концов, я сам виноват, что сюда попал».

Экстремистская «карьера» Максима началась шесть лет назад, когда студент Бийского педуниверситета создал свой «боевой отряд». Сподвижников он «заряжал» автобиографией Гитлера и тренировал в спортзале на окраине города. Результатом всего этого стали убийства армянина и азербайджанца, которых подонки забили молотками. Педагогическая «карьера» Потапова досрочно закончилась: его приговорили к 17 годам лишения свободы. Из колонии он выйдет только в 2023 году.

Теперь каждый день Максим Потапов трудится бок о бок с другими заключенными совершенно разной национальности, встает, ложится спать и ест по команде. Время от времени – опять же по согласованию с начальством – посещает церковь, где надеется вымолить прощение.

 Контора пишет

Наказание за преступления с экстремистским подтекстом в нашей стране – жесткое и продолжительное. Даже по поводу нанесения провокационных надписей экстремистского характера возбуждаются уголовные дела. Именно такой случай произошел в октябре 2012 года в столице Алтайского края. Как было установлено следствием, трое молодых людей в возрасте 22 лет и несовершеннолетняя девушка написали оскорбительные тексты, в которых содержался призыв к вражде, на тротуарах в центре города и на здании Молодежного театра Алтая (а ведь он был масштабно отреставрирован менее двух лет назад!). В отношении молодежи возбудили уголовное дело, преступникам грозит до трех лет лишения свободы.

Говорят, история не терпит сослагательного наклонения, убитых – не воскресить, убийц – не «отмыть». У заключенных есть по добрых полтора десятка лет, чтобы осмыслить совершенное ими, раскаяться. Как показывает практика, осознание в тюрьме приходит быстро, а годы до освобождения тянутся ой, как долго.

А сейчас – самое время подумать о тех, у кого только-только могут возникать мысли экстремистского толка.

Уважаемые родители, а вы точно знаете, какие книги читают ваши дети? Кому они подражают? Кто увлекает их воображение?

 ПОДРОБНЕЕ. Неофашизм – это не российское изобретение. В России такой феномен – националистических молодежных группировок, исповедующих фашистскую идеологию – долгое время был принципиально невозможен. Казалось, память о Великой Победе, освободившей не только нашу страну, но и весь мир от фашизма, не даст подобным организациям никаких шансов. Однако в 70-е годы ситуация начала меняться. Официальная пропаганда у подросшего «безвоенного» поколения вызывала скуку, а то и активное отторжение. Но тогда поклонники фашистской идеологии предпочитали оставаться безымянными, а если и праздновали дни рождения лидеров СС или почитывали их сочинения, то не афишировали свои пристрастия, дабы из комсомола не исключили.

Современное поколение россиян от Победы над фашизмом отделяет 67 лет. За это время много воды утекло, и, к сожалению, случаи разрушения памятников, продажи медалей и орденов, нарисованная на мемориалах Победы свастика – все это реальность нового тысячелетия, имя которой – неофашизм.

 ЦИТАТА. «Мы не должны забывать, что любой национализм и шовинизм наносят прямой огромный ущерб прежде всего тому народу и тому этносу, интересами которых якобы и озабочены националисты» (из Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12.12.2012 г.).

ВАЖНО

112 – единый номер вызова экстренных служб.

Узнайте больше о противодействии экстремизму и терроризму на сайте www.112altai.ru.

Анастасия ПАВЛОВА.

Подготовлено управлением Алтайского края по печати и информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.