Рвались на фронт!..

Отцы Зои Григорьевны и Юрия Владимировича Анохиных из Хайрюзовки воевали на фронте в Великую Отечественную. Родные бережно хранят в памяти те немногие сведения, которые известны им с самого детства.

Владимир Лаврентьевич Анохин родился и вырос в Хайрюзовке в многодетной семье. Одна из старших сестер во время войны была сигнальщиком на корабле на Сахалине. По семейным воспоминаниям, Володя буквально рвался на фронт. И когда ему исполнилось 17 с половиной, его, как и других парней, взяли добровольцами, с учетом того, что полгода они проведут в учебной части, а в 18 лет, уже обученные, отправятся на фронт. В декабре 1942 года он принял военную присягу, попал в пехоту в звании сержанта и прошагал до самого Берлина. Был командиром пулеметного отделения. Его артиллерийско-пулеметный батальон входил в состав Белорусского фронта. Потом была служба в Кенигсберге (ныне – Калининград), и только в 1950 году он вернулся домой.

Одной из самых ценных наград фронтовика, помимо медалей, был орден Славы III степени. Его он получил за то, что в составе группы сумел уничтожить несколько дзотов противника.

Когда вернулся домой, Владимир Лаврентьевич работал в колхозе, был заведующим свиноводческой фермой, парторгом. А последние годы перед пенсией – председателем сельсовета, возглавлял местный совет ветеранов.

Отец и дед Зои Григорьевны защищали страну. Данил Ефимович Греков родился в 1903 году, работал агрономом. Ему было 38 лет, когда он оказался на фронте. В 1942 году пропал без вести. На неоднократные запросы семьи приходили ответы, что ни среди живых, ни среди мертвых он не числится. А перед тем он написал домой письмо: «Завтра в пять часов утра мы идем освобождать Таганрог». Это было последнее известие от него. Зоя Григорьевна говорит, что племянники связались с людьми, у которых также при освобождении этой территории пропали родственники. Кто-то даже ездил в те места, пытался что-то узнать. Местные старожилы, которые во время войны были детьми, вспоминали: «Проходит бой, следом идет похоронная команда, собирая тела бойцов. А местные ребятишки могли получить от военных какое-то вознаграждение, если находили и приносили солдатские медальоны. Они старались, искали, но земля была настолько перепахана и вывернута взрывами, что, возможно, многие погибшие были просто ею засыпаны. А политруки, как и ваш родственник, первыми вставали и показывали пример остальным. Поднимали бойцов в атаку, поэтому еще хорошо, что он дожил до 1942 года. В основном такие люди в первом же бою погибали».

Отец Зои Григорьевны, 1925 года рождения, тоже воевал. Как только ему исполнилось 18 лет, сразу пошел в военкомат. Попал на фронт, когда наши войска освобождали страны Прибалтики. Дважды был тяжело ранен, лежал в госпиталях.

-Врачей он очень любил и уважал, помнил, как в годы войны они смогли спасти тысячи жизней, – говорит она. – Первое ранение было в ногу, ее даже хотели отнять. Но благодаря тому, что появился пенициллин, который в то время был чудом, ногу спасли. Он помнил, как врачи ждали поставки этого антибиотика. Но, к сожалению, многие раненые его не дождались. А второй раз пуля прошла по касательной и зацепила голову. Вернулся папа домой в 1945 году и всю жизнь проработал на комбайне.

Наталья Заболотина.

На снимке: Владимир Лаврентьевич Анохин.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.