Этика, нравственность, духовность

У каждой школы есть свои программы обучения и воспитания учащихся, одна или даже несколько, разработанные на определенный срок.

Нравственно-этическая программа воспитания – одна из нескольких, действующих в Троицкой средней школе №1. Она выстроена в линейную систему по мере взросления учеников. Разрабатывала ее в 2009 году заместитель директора по воспитательной работе ТСШ №1 И.В. Назаренко, с которой мы и говорим о сути программы.

-Мы считаем, что современное общество по большому счету безнравственно, — говорит Ирина Викторовна. – Нравственное воспитание кончилось с уходом советской эпохи. На улицах можно видеть молодежь, которая отличается от других людей стилем в одежде. Это своего рода протестный сигнал для нас, взрослых. И вот тут возникает вопрос: а против чего протест? И молодежь порой не знает, что ответить. Хотя в советское время, и старшее поколение это помнит, тоже были молодые люди, которые одевались не так, как все, но они были образованны и могли четко сказать, против чего они посредством одежды выражают свой протест.

Нынешнее общество – больше общество потребителей: ты мне дай то, ты мне купи это. Наглядный пример. На выпускной ребенку купили дорогой красивый наряд, а сами родители не пошли на мероприятие, потому что не в чем, и ребенок не расстроился, не оценил такой шаг, главное – у меня есть, а вы как хотите.

Дети нередко не знакомы с элементарными понятиями вежливости. Вот почему еще возникла потребность в этой программе. Маленькому ребенку родители объясняют, что можно, что нельзя и почему. Когда он уясняет элементарные понятия, они его «бросают». Пошел в школу – все, учись поведению у общества, и зачастую ребенок копирует весь тот негатив, который его окружает, и не знает, что, оказывается, можно вести себя и по-другому. Поэтому наша задача нас как педагогов – рассказать детям о том, как вести себя и не потеряться в окружающем мире, так как от уровня нравственно-этической культуры во многом зависит их дальнейшая судьба, карьера и т.д.

Наша программа имеет несколько этапов: адаптация (1-4 класс), индивидуализация (5-8 класс), интеграция (9-10 класс) и самореализация (11 класс). И два раздела: нравственно-этический и патриотический. В 1-4 классах мы пытаемся воспитать любовь к семье, малой родине, в 5-8 классах – причастность к судьбе Родины, Отечества, изучаем символику, помогаем ветеранам, в 9-11 классах формируем гражданскую и правовую основу поведения.

В нравственно-этической программе есть элементы и духовного воспитания. Нормы поведения в обществе – это есть заповеди Христа. В программу воспитания входят такие уроки, как «Библия о нравственной жизни человека» (заповеди Ветхого и Нового Заветов, этика любви Иисуса Христа, семья, личная жизнь человека в Евангелии. Евангельские притчи, их нравственный смысл. Казнь. Распятие на Кресте). Но эти уроки должны проводить подготовленные люди, даже не мы, учителя. В прошлом году для разговоров на православные темы специально приглашались отец Александр и Валентина Михайловна Каркавина. У детей тоже было право выбора – идти на эти встречи или нет, но никто не отказался. Встречи были интересными, но некоторые специфические церковные слова были непонятны, а значит, и не приняты детьми. А в целом всем понравилось. Мы сразу предупреждали школьников, что никто им не навязывает такие уроки, просто мы хотим, чтобы дети были разносторонне образованы, знали, что есть Церковь, Божии законы и т.д.

Сейчас, чтобы быть востребованным в обществе, иметь хорошую работу, нужно быть подготовленными к любым ситуациям, поэтому мы стараемся всесторонне развивать учеников нашей школы.

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.