Сначала любить, потом учить

 Прозвенел звонок с очередного урока, и школьный коридор заполнился учениками. Все здесь – как в обычной школе. Между тем это Петровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

  Без двоек!

Евгения Валерьевна Герасимова, директор учреждения, с удовольствием и гордостью рассказывает нам о школе и ее учениках. Она сама работает здесь уже без малого 25 лет, последние пять – в качестве руководителя, а до этого была воспитателем, учителем начальных классов, потом – литературы и русского языка в старших классах. Имея на руках диплом дефектолога, она имеет право преподавать любой предмет в этой школе.

 -На сегодняшний день у нас обучается 68 ребятишек, — говорит она. — Большинство, конечно, из нашего района, но есть дети и из близлежащих к нам районов. Как к нам попадают ребятишки? У нас учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть те, у которых нарушены так называемые школьные способности. Если учителя, а также и родители видят, что ребенок не в состоянии усваивать обучение в средней школе по ряду определенных причин, то по заключению психолого-медико-педагогической комиссии его направляют к нам. И вот здесь в первую очередь включается психологический барьер у родителей: «все будут знать о том, что у меня ребенок учится в коррекционной школе». Но особенные дети есть не только в неблагополучных семьях, но и у вполне респектабельных родителей. А почему ребенок становится особенным, даже современная наука однозначно сказать не может. Поэтому в таких ситуациях нужно работать психологу не только с детьми, а в первую очередь с родителями.

 Почему нужны такие школы, как наша? У нас совсем другая методика обучения, нежели в средних школах. Ребенок у нас учится в состоянии успеха. Мы не ставим двойки. У нас класс условно разделен на четыре подгруппы: в первую попадают дети, которые после объяснения учителя самостоятельно выполняют задания, во второй группе находятся те, которые раз переспросят учителя, в третьей – которые несколько раз прибегнут к помощи, и в четвертой находятся те, кто без учителя не сможет вообще сделать задание. Как наглядный пример можно взять урок труда у мальчиков. Делают они деревянные лопаточки для кухни, кто-то все этапы ее создания проходит быстро и аккуратно, а кто-то – медленно. Один успевает сделать ее за урок, а кому-то не хватает времени, но это не повод снижать оценку, так как то, что он успел сделать, он делал правильно, то есть понял процесс изготовления изделия. На уроках у нас идет постоянная смена деятельности, работу с учебником заменяют, например, карточки с заданиями.

 Приведу один жизненный пример. В семье росли две сестры, назовем их Маша и Даша. Старшую, Машу, мать в свое время отдала к нам, а младшую – нет. Маша у нас училась хорошо, освоила технику шитья и вышивания, узнала, как прибирать в доме, как красиво косы заплетать – в общем, все женские житейские хитрости, ей у нас очень нравилось. А Даше в средней школе ставили за учебу тройки с закрытыми глазами, одноклассники ее не понимали да и не хотели с ней общаться, так как по школьным показателям и соревнованиям она тянула весь класс назад. Естественно, самооценка у нее была занижена, и росла она одиноко. Маша после школы вышла замуж за хорошего парня, нашла неплохую работу – почтальона, родила двух сыновей, которые учились в обыкновенной школе, сейчас они уже отслужили в армии и живут самостоятельно. А Даша подружилась с алкоголем, несколько раз выходила замуж и от всех рожала детей, она так и не смогла стать самодостаточной личностью.

  Повседневный быт

 Тех детей, которые живут недалеко, родители забирают на выходные домой, а некоторые дети, в связи с разными обстоятельствами, уезжают домой только на каникулы. Так как ребятишки у нас живут постоянно, мы их обеспечиваем всем нужным для полноценной жизни и учебы. По распорядку дня подъем – в семь утра, в восемь часов – завтрак, с девяти начинаются уроки. Занятия точно такие же, как и в обычной школе, только нет иностранных языков, химии, физики, астрономии, но зато есть сельхозтруд, столярное и швейное дело. После уроков к ребятишкам приходят воспитатели, с которыми они занимаются общественно-полезным трудом, выполняют домашние задания. Под присмотром воспитателей они ходят в столовую, готовятся ко сну и спят.

 Под руководством учителя сельхозтруда Александра Николаевича Туманова, который ведет этот предмет уже около 30 лет, ребятишки сажают огород. Шестьдесят соток огорода обеспечивают овощами и ягодами всю школу на зиму. В школьном меню – салаты из овощей каждый день, а также фрукты и натуральные соки.

 В умывальниках везде подключены водонагреватели, есть душевая кабина, но ребятишки предпочитают ходить в баню. Хоть банный день и раз в неделю, но если есть желание, можно ходить в баню хоть каждый день, многие пользуются такой возможностью, рядом прачечная, где стирают и личные вещи учеников.

 За здоровьем школьников следит медицинский работник с многолетним опытом Елена Геннадьевна Жуйкова. Дети ей доверяют и говорят, что уколы она делает совсем не больно. Гриппа в школе не было несколько лет, и на карантин она не закрывалась.

 В 21.00 – отбой. У мальчишек в спальнях стоят двухъярусные кровати. И у девочек, и у мальчиков все кровати аккуратно заправлены, этому они учатся с первых дней своего пребывания здесь.

 Свободное время дети посвящают своим увлечениям, а чаще всего у нас проходят какие-то общешкольные мероприятия. Например, не так давно состоялся шашечный турнир. Никто не ожидал, что победителями станут ребятишки на порядок младше девятиклассников. Первое место занял Андрей Белоносов, ученик 4 класса, на втором месте оказался его брат, шестиклассник Сергей, а третье место досталось также ученику 4 класса, Саше Голотвину.

 Помимо этого многие ребята хорошо рисуют и поют и принимают участие во многих конкурсах разного уровня. Так, 1 сентября на линейке Юле Нелюбиной, ученице 9 класса, был вручен гран-при за победу в ежегодном конкурсе «Пожарная ярмарка», работы восьмиклассниц Ольги Стародубовой и Жени Ширяевой тоже были отмечены в этом конкурсе.

 Участвуют ребята в соревнованиях, но, к сожалению, не во всех. Старый школьный «уазик» может вместить в себя только семь учеников, а иногда для состязаний нужна команда большего состава, но выехать всем не удается.

 Часть мебели, которая стоит в классах и в жилых комнатах, сделана руками детей. Столярное дело здесь ведет Роман Юрьевич Мураховский, именно он учит мальчишек, как из куска дерева сделать нужную в хозяйстве вещь. Всем швейным премудростям девочек обучает Марина Анатольевна Околелова.

 После 9 класса, а именно столько здесь и учатся, школьники сдают выпускной экзамен только по труду. В билетах два теоретических и один практический вопросы.

 -Наших ребятишек очень ждут в профессиональных училищах края, где они получат хорошие рабочие профессии, большой дефицит которых сейчас ощущается на рынке труда, поэтому без работы никто из них не останется, — уверена Е.В. Герасимова.

  Кадровый голод

 В школе работает давно сложившийся коллектив, 11 воспитателей и 14 учителей начинали работать примерно в одно и то же время.

 -Хотелось бы видеть у нас и молодых педагогов, – говорит Евгения Валерьевна. — Но если ощущается кадровый голод в обычных средних сельских школах, то что говорить про нашу, где нужно специальное узкое образование… В деревню никто не хочет ехать работать, да и молодежь после школы старается выбраться в город и пусть снимать квартиру, но жить там. Жить в селе тяжело, нужно каждый день зимой топить печь, у нас может по нескольку дней не быть дорог, может не быть света, воды, Интернета. А зачем молодежи такие проблемы, они к ним не привыкли.

 Как бы в подтверждение слов директора погас свет.

 -Ну вот, видите, отключили электроэнергию без предупреждения, и никто не знает, на сколько. А мне еще нужно было несколько писем по электронной почте отправить…

 В целом ребятишки в школе все приветливые, симпатичные, любознательные. Педагоги стараются создать здесь такой микроклимат, чтобы любой ребенок чувствовал себя нужным, никто и никогда не акцентирует внимание на том, бедно ты одет или в дорогие вещи. Дети это видят, и у них нет по этому поводу зависти или стеснения.

 -Бывает так, что родители в сентябре привезут ребенка в школу и не появляются здесь до самых каникул, — говорит директор. — На улице глубокая осень, а у ребенка кроме шелковой юбки или летних брюк больше ничего нет. Тогда мы достаем, как мы называем, свой неприкосновенный запас, то есть ту одежду, которую когда-то носили наши дети и уже выросли из нее, и отдаем тем, кто нуждается в ней.

 В этом году мы ввели обязательную школьную форму для первых классов, на следующий год в форме у нас будет ходить все начальное звено, а потом уже и все остальные.

 Хочу сказать, что выпускники нашей школы, как показывает практика, легко социализируются, создают семьи, занимаются хозяйством.

 В конце нашего разговора директор школы сказала:

 -Конечно, как и в любой школе, у нас возникают те или иные трудности, но они решаемы. Но есть у нас две беды, которые мы не можем решить. Во-первых, в школе вот уже несколько лет нет музыкального руководителя, а он нам очень нужен, а во-вторых, у нас в прошлом году потерялся школьный колокольчик. За минуту до основного звонка мы звонили в него, как бы предупреждая всех детей о том, что скоро начнется урок. Мы, конечно, сделали другой колокольчик, но он не такой звонкий. Может, у кого-нибудь сохранился где-нибудь на чердаке старый колокольчик, мы были бы очень благодарны такому подарку.

 И вновь прозвенел звонок на очередной урок, и в коридорах школы снова установилась тишина до следующей перемены.

Наталья ЗАБОЛОТИНА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.