Федеральная программа обеспечения необходимыми лекарственными препаратами позволила сделать дорогостоящее лечение для льготников края более доступным

Приближается 1 октября 2014 года, когда федеральные льготники края (276,9 тыс. человек) принимают решение об отказе или получении бесплатных лекарств на следующий 2015 год в рамках федеральной программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (программа ОНЛП).
Каждый, конечно, решает сам, но пока еще есть время на раздумья, нелишне прислушаться к советам начальника отдела федерального лекарственного обеспечения Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Елены Кравец.
Корр.: Елена Борисовна, видны ли результаты работы федеральной программы?
Е.Б.: Конечно, федеральная программа обеспечения необходимыми лекарственными препаратами позволила сделать инновационные дорогостоящие современные лекарственные препараты более доступными для нуждающейся незащищенной категории льготников, заметно улучшить качество лечения больных.
Снизились случаи госпитализации федеральных льготников, количество вызовов «скорой помощи», улучшилось качество их жизни, многие тяжелые больные вернулись к активной жизни.
В то же время в соответствии с законодательством граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг, имеют право по заявлению отказаться от его медицинской составляющей в пользу денежной компенсации.
В ряде районов практически все льготополучатели отказались от «соцпакета», доля «отказников» в них значительно превышает среднекраевой показатель (доля «отказников» в крае в 2014 году – 80%).
Корр.: В каких районах наибольшее количество отказавшихся от льготы?
Е.Б.: Это г. Змеиногорск и район – 91,3%, г. Рубцовск – 91,2%, Рубцовский район – 89,5%, Усть-Пристанский – 88,3%, Курьинский – 87,5%, Угловский – 87,3%. Соответственно, в данных районах средств федерального бюджета явно недостаточно для их полного удовлетворения потребности в препаратах.
К сожалению, возобновить льготы можно будет только через год.
Корр.: Есть ли подушевой норматив при отпуске медикаментов льготнику?
Е.Б.: Да, утвержденный норматив финансовых затрат на одного пациента в месяц существует, и он увеличивается из года в год. В 2015 году он составит около 712 рублей (2014 год – 671 рубль). Но сумма, приходящаяся на одного участника льготной программы, утверждается для расчета общего объема финансирования и никоим образом не ограничивает стоимость лекарств, выписываемых пациенту. Больной получает препараты по индивидуальной схеме лечения, по жизненным показаниям. Это отнюдь не означает, что льготник может требовать, чтобы ему выписывали какие угодно медикаменты в неограниченном количестве по его желанию. В то же время, если пациент нуждается в дорогостоящем амбулаторном лечении, он его получает. Лечащий врач после осмотра больного решает, какие, в каком сочетании и дозировке препараты нужны. Доктор следит, чтобы при лечении букета болезней лекарства дополняли друг друга, не допуская полипрагмазии, то есть одновременного неоправданного назначения множества лекарств и в связи с этим возникновения лекарственных аллергий и прочих нежелательных побочных явлений.
Корр.: Почему человек не может получать льготные медикаменты в любой аптеке края?
Е.Б.: Привязка льготников к одной аптеке (таков порядок в крае), по нашему мнению, положительный момент, удобный и врачу, и пациенту. Больному не нужно ходить в поисках препарата по аптекам, а доктор, если там нет нужного лекарства, может быстро подобрать замену. При четко налаженной системе составления заявки и своевременной доставке лекарств в аптеку эта схема хорошо работает. Судите сами: каждый врач знает, сколько у него хронических больных-льготников, какие и в каком объеме препараты им нужны. На уровне поликлиники можно очень точно составить заявку. Однако если по какой-то причине препарат отсутствует в аптеке, он может быть туда перераспределен (в пределах края). А если это городской пациент, то по его согласию он может получить лекарство в другой аптеке в своем городе, где этот препарат имеется.
Корр.: Елена Борисовна, поясните, пожалуйста, порядок замены одного торгового названия другим.
Е.Б.: Лекарственный препарат в бесплатных рецептах выписывается по международному непатентованному названию (МНН). Поэтому стоит говорить скорее не о замене препарата как таковой, а о возможности выбора пациентом необходимого средства из ряда предложенных идентичных по составу препаратов-синонимов, имеющих одно МНН. Это во-первых. А во-вторых, согласно ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» лекарственные препараты, кроме инсулинов, закупаются только по МНН. Все они зарегистрированы на территории России, имеют сертификаты соответствия. Кроме того, в рамках приказа Минздрава РФ №785 «при отпуске лекарственного средства, включенного в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), а также иного средства, отпускаемого бесплатно или со скидкой, работник аптечного учреждения (организации) может осуществлять синонимическую замену» без согласования с врачом, выписавшим рецепт. Однако в особых случаях, если, например, возникает какое-либо нежелательное побочное явление при приеме определенного торгового наименования и эта реакция на препарат зафиксирована вашим лечащим врачом, то в таком случае может быть произведена замена торгового наименования препарата. Обращаю ваше внимание, что это происходит не по желанию пациента, а в особых случаях и при непосредственном участии лечащего врача.
Корр.: Что делать, если выписанного по бесплатному рецепту препарата нет в аптеке?
Е.Б.: В этом случае федеральный льготник может поставить рецепт на «отсроченное обслуживание», и в течение 10 дней аптека должна обеспечить его лекарством. При отказе в постановке на отсроченное обслуживание обращайтесь к директору аптеки.
Корр.: Елена Борисовна, что вы можете посоветовать людям, которые отказались от льготы или собираются это сделать?
Е.Б.: Иногда от получения бесплатных медикаментов отказываются тяжелобольные граждане, которые нуждаются в постоянном приеме препаратов, и это крайне неосмотрительно, так как ежемесячная денежная выплата составляет чуть больше 600 рублей и не покрывает расходы на приобретение некоторых препаратов (например, стоимость месячного курса лечения при гипертонической болезни составляет от одной до двух тысяч рублей, при бронхиальной астме – от двух до шести тысяч рублей, при инсулинозависимом сахарном диабете – от двух до пяти тысяч рублей).
Кроме того, у больного в течение года может возникнуть новое заболевание, когда выбор в пользу денег уже сделан. В таких ситуациях требуется незамедлительное лечение, связанное с большими финансовыми затратами.
Таким образом, отказываясь от «соцпакета», пациент возлагает ответственность за свое лечение на себя.
Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности искренне советует всем не рисковать и оставаться в программе льготного лекарственного обеспечения. А тем, кто в свое время написал заявление об отказе от «соцпакета», до 1 октября воспользоваться законной возможностью и вернуться в программу.
P.S. По вопросам льготного лекарственного обеспечения обращайтесь прежде всего по месту жительства в медучреждение к дежурному администратору, заведующему поликлиникой или заместителю главного врача по медицинской части, а в аптеке – к директору. По вопросам лекарственного обеспечения можно обратиться по телефонам «горячей линии» Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности: (8-3852) 62-33-37.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.