Две правды и одна дорога… в вечность

Незадолго до новогодних праздников в редакцию принесли два письма.
«Недавно ко мне, я бы сказал, с необычной просьбой обратились жители села Заводского. Речь шла о том, что в селе не чистят от снега дороги не только к социально-значимым объектам, но даже на кладбище. Так, 29 ноября состоялись похороны, и гроб с усопшим на кладбище доставили на снегоходе.
Жители собрали 185 подписей под обращением к главе администрации Троицкого района по наведению порядка по очистке снега на главных улицах села и до кладбища, однако ничего сделано не было. 10 и 11 декабря заводчане вновь провожали в последний путь близких, гробы также везли, установив на самодельных санях, прикрепленных к снегоходам.
Как секретарь Троицкого РК КПРФ я не в состоянии решить эту проблему, но, как и жители села Заводского, хотел бы услышать ответ от наших властей: сколько еще мы будем хоронить людей, как в осажденном Ленинграде?
А. Кондратьев, первый секретарь Троицкого РК КПРФ».
«От имени жителей с. Заводского обращаемся к вам с просьбой скорее разобраться и решить вопрос с ежедневной очисткой жизненно необходимых дорог и улиц в селе Заводском, где проживает 1780 человек населения, сельским Советом, с очисткой к каждому дому для свободного передвижения скорой медицинской помощи, на случай беды и тому подобное.
Беда застала нас 26 ноября 2014 года. Не стало хорошего человека, труженика тыла, ветерана труда А.П. Федоряевой. С этого времени сын ее Виктор несколько дней обращался к главе села, в администрацию Троицкого, командиру части по очистке дороги до кладбища. Никакой помощи мы не получили. Пришлось снегоходом с прицепом гроба везти с великим волнением и по бездорожью до кладбища 29.11.2014 г. И до сих пор не решен вопрос по очистке жизненно важных объектов, дорог, трассы, дороги до кладбища.
Прилагаем к обращению подписи жителей села Заводского – 185.
От имени жителей с. Заводского Н.Г. Фоминская».
В подтверждение своего заявления Надежда Георгиевна продемонстрировала несколько фотографий, так сказать, с места событий и объяснила, что данное письмо было направлено в администрацию района, на помощь которой жители и надеются в разрешении вопроса по очистке дороги к кладбищу. А накануне нового года пришел ответ, в котором говорилось, что очистить дорогу до кладбища от снежных заносов возможно лишь с помощью специализированной техники, и администрация Заводского сельсовета ведет работу по поиску и привлечению этой самой техники. Подобный ответ получили мы и от П.В. Глазкова, главы сельсовета, а чтобы прояснить обстановку более детально, сразу после новогодних каникул отправились в Заводское, а также обратились в администрацию района с просьбой прокомментировать ситуацию.
Для начала пообщались с жителями села (по известным причинам люди попросили фамилии не называть):
-Неправда, что дороги по селу не чистят. Я бы даже сказала, что в этом году их прочищают чаще, а ведь снега очень много. А уж к школе, больнице и садику всегда есть подъезд! Сразу после бурана все сделать нереально, но дорожники стараются и чистят снег.
-С дорогой до кладбища давно проблемы, раньше леспромхозы лес возили, и всегда эта дорога в порядке была. Потом начались проблемы: как буран, так ни проехать, ни пройти. Покойников увозили и на лошадях, и на листе железном таскали. Там в начале пути буераки забивает снегом, и ничем его не возьмешь.
-У нас в селе дома строились в свое время по принципу – кому где нравится. А потому улицы и переулки подчас петляют, как заячьи следы. И это, в свою очередь, создает определенные трудности во время расчистки дорог. А говорить, что совсем не чистят, – это неправильно. С кладбищем – да, проблема есть, но она объективная. Кто-то понимает это, кто-то – нет.
-Я сам механизатор и скажу, что если не смогли изначально от снега тот участок спасти, то теперь, даже если и пробьют, то в первый же буран опять запечатает, и уже ничем там не взять. Там яма, снег никуда не уберешь, и в этом самая большая проблема. Хотя, конечно, следить за дорогой нужно всегда, но, наверное, сегодня такой возможности нет?
О том, что техника в селе работает, свидетельствуют не только эти самые прочищенные дороги, но и предоставленная справка, в которой сказано, что с начала 2015 года снегоуборочная техника Заводского ДРП отработала в закрепленной Петровке три часа, в Гордеевском – семь часов и в Заводском – 25 часов. Не будем забывать, что помимо ДРП дороги чистит техника воинской части, ООО «Альфа» и частных лиц. А потому заявлять о том, что дороги в селе не чистятся вообще, по крайней мере, некорректно. Да и, по мнению некоторых опрошенных жителей села, в этом году дороги расчищают от снега намного лучше, чем это было раньше. Опять же не будем забывать, какое количество осадков выпало и продолжает периодически выпадать, а значит, фронт работ трактористам обеспечен еще большой и продолжительный, главное, чтобы техника не давала сбоя и были деньги на солярку.
Кстати, о последних. Опять же в этом году на содержание и ремонт дорог Заводской сельской администрации выделено 157 тысяч рублей, из которых уже больше сорока тысяч затрачено на очистку.
Что касается дороги, ведущей к кладбищу, то, по рассказам опять же самих жителей, проблема с расчисткой была всегда. Возмущение, утихающее в малоснежные зимы, с наступлением сильных буранов и снегопадов разгоралось вновь с периодичностью этих же самых буранов. Старшее поколение с благодарностью вспоминает те времена, когда в окрестностях Заводского работали леспромхозы. И именно их техника ежедневно и еженощно утюжила ту самую дорогу, по которой везли на кладбище усопших. Сегодня леспромхозов нет, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности на них входит в обязанности сельсовета. Своей техники в администрации нет (да и никогда не было), но в соответствии с заключенным с Троицким ДРСУ договором за состоянием дорог следит Заводское дорожно-ремонтное предприятие. В первую очередь техника ДРП обслуживает дороги регионального значения, после чего (в соответствии с заявкой главы сельсовета, а не по личным заявкам жителей села) расчищает дороги, ведущие к социально значимым объектам (больница, школа, детский сад), а уже затем – остальные улицы. Пока была возможность, К-700 чистил дорогу на кладбище, но после очередного бурана это стало просто не под силу.
П.В. Глазков:
-Проблема с расчисткой дороги на кладбище есть, и никто от нее не отмахивается. Протяженность самой дороги – порядка двух километров, но самую большую сложность составляет очистка от снега первых двухсот метров, где очень сложный рельеф: спуск под углом 45 градусов, полотно самой дороги ниже рельефа на два метра. Понятно, что во время буранов этот кусок дороги запечатывает снегом напрочь.
Когда начались первые бураны, дорога чистилась при помощи К-700, и машина на кладбище могла пройти. Однако после очередного сильного бурана К-700 уже не смог пробить снежную стену, нужно было применять спецтехнику. Я обратился в воинскую часть с просьбой прочистить участок дороги роторной установкой. Командир выделил технику, машина начала работать. И, возможно, дорога была бы освобождена от снега, но…
Этим самым «но» стала чурка, лежавшая под толщей снега, попавшая в механизм подачи снега и повредившая его. В итоге машина вышла из строя, и ее пришлось ремонтировать. Возникает вопрос: где гарантия, что это была единственная чурка, валяющаяся на дороге? (Когда готовился материал, в редакцию позвонила жительница села и сообщила, что при очистке дороги нужно вновь быть предельно внимательными, так как выяснилось, что на обозначенном участке под снегом находится еще немало чурок. – Прим. авт.). Отказал в свое время в предоставлении роторной установки для очистки данного участка дороги и А.Н. Чегодаев, начальник ДРСУ, поскольку машины задействованы на федеральной трассе, свою роль сыграла позже и поломка шнекороторной установки из воинской части.
И все бы ничего, но 26 ноября в селе умерла женщина. Прочистить дорогу не удалось, и гроб с телом покойной к последнему пристанищу доставили на нартах, прикрепленных к снегоходу. Таким же способом похоронили еще двух усопших в декабре. До злосчастного поворота к кладбищу дорога прочищена всегда, и по ней гроб с телом усопшего везут на машине, дальше перегружают на сани и таким образом уже доставляют на кладбище.
С одной стороны – 21 век, а гробы везут на санях, пусть и транспортируемых при помощи снегохода, а не лошадей, как это было ранее. А если посмотреть с другой? Для очистки этого злополучного участка дороги нужна только спецтехника, которой просто нет. Вот и получается – две стороны и две правды.
С.Л. Русских, мастер Заводского ДРП:
-Нам нужна помощь тяжелой техники, чтобы «расковырять» начало этого участка, более ста метров, где и образовалась эта снежная пробка. А дальше мы справимся и своими силами.
В.В. Журавлев, первый заместитель главы администрации района:
-Дорожники всегда идут навстречу, но сегодня в ДРСУ необходимой для работы на данном участке исправной техники в наличии нет.
Скажу честно, вся надежда в случившейся ситуации у нас только на ООО «Альфа», где есть большой гусеничный трактор Т-130. Переговоры мы начали сразу, как только возникла сложная ситуация на дороге, и Дмитрий Борисович Сушенцев, руководитель, пообещал, что как только трактор выйдет из ремонта (а поломка там серьезная), то сразу начнет раздвигать снег. К сожалению, на сегодняшний день (утро 13 января. – Прим. автора) трактор так и не смогли отремонтировать.
О.В. Чигирев, глава администрации района:
-От проблемы никто не устраняется, и решать ее будем. Но хотелось бы обратиться и к жителям, чтобы они также с пониманием к этому отнеслись. Проблема эта существует очень давно, но почему, зная об этом, молчат местные депутаты? Почему до сих пор население не организовало сход и не подняло вопрос о том же переносе кладбища на другое место? И почему не проработали вопрос о том, что можно сделать другую дорогу, в объезд этих перевалов? Про асфальт никто не говорит, но рассмотреть вариант и проложить путь, минуя эти ямы, наверное, было можно за столько лет? Обещаю, что в конце зимы в Заводском сельсовете будет проведена сессия, и если инициативы от жителей и депутатов не будет, то я как глава исполнительной власти вынесу на повестку дня вопрос о переносе кладбища.
Теперь – что касается самой расчистки. В этом году сумма на содержание дорог увеличена, в том числе это касается и Заводского сельсовета. Но не стоит забывать, что это сумма на весь год, и если они закончатся завтра, то ни в весеннюю или осеннюю распутицу, ни следующей зимой содержать дороги, делать ремонт будет не на что. Вот об этом тоже нужно помнить.
-Мы уже подняли вопрос о переносе кладбища, — рассказал ранее П.В. Глазков. – Сегодня новое кладбище уже внесено в генплан развития села, и направлено обращение в управление природных ресурсов Алтайского края о выделении земельного участка из лесофонда под эти нужды. Кладбище планируем разместить в квартале 56, в пяти километрах от села, пригородить участок к старому кладбищу, где когда-то хоронили местных жителей. Может, и далековато, но проблем с очисткой от снега там точно не будет, поскольку располагаться кладбище будет рядом с дорогой. Начало работ – лишь вопрос времени, все зависит от разрешения управления, но надеемся, что на следующий год вопрос решится положительно.
Кстати, перспектива отдаленного расположения нового кладбища также не устраивает людей, и они высказали свои претензии главе. И, наверное, стоит прислушаться к словам главы администрации района и заняться этим вопросом, как говорится, всем миром, подключиться депутатам, обговорить на сходе. Но… это дело будущего, пока же остро стоит вопрос с дорогой на кладбище.
И первая обнадеживающая весточка пришла уже в минувшую среду, когда материал готовился к печати, – В.В. Журавлев сообщил, что Д.Б. Сушенцев, руководитель ООО «Альфа», пообещал предоставить тяжелый гусеничный трактор Т-130 и уже в пятницу (то есть вчера. – Прим. автора) начать работу по освобождению дороги на кладбище от снега. Будем надеяться, что все получится. Увы, но синоптики опять прогнозируют бураны…
Р.S. Когда мы возвращались домой, недалеко от выезда из села нам встретилась бабушка. И, может, и проехали бы мы мимо, но уж больно захотелось выслушать мнение пожилого человека насчет состояния дорог в Заводском. На мой вопрос, как живется в селе, бабуля, назвавшаяся Анной, ответила:
-Хорошо мы сейчас живем! Пенсия есть, дрова привезут, в магазинах – что душе угодно, одно плохо – здоровья нет, а больница далеко, да и не люблю я туда ходить. А дороги? Так снега у нас всегда много, забыли люди, как по «собачьим» тропкам ходили, вешки ставили? Помру – на этом свете все равно не оставят, а на тот-то пущай хоть на лошади, хоть на санях, лишь бы увезли. Я хочу, чтоб люди меня добрым словом поминали! А дороги прочистят, не сейчас, так потом…
Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.