Пограничники уходили последними

К 30-летию начала вывода советских войск из Афганистана

После ввода советских войск в Афганистан руководители СССР столкнулись с серьезной ситуацией. Советско-афганская граница протяженностью более 2000 км не имела должной защиты: невозможно было контролировать ситуацию на границе, находясь по одну сторону от нее. С этой целью штаты пограничных отрядов Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа и Краснознаменного пограничного округа были увеличены и дополнены внештатным подразделением.

8 января 1980 года в северные провинции ДРА было введено первоначально два сводных боевых отряда. Впоследствии туда были направлены мотоманевренные группы (ММГ) пограничных войск КГБ СССР, которые рассредоточились сторожевыми заставами на 100 км вглубь от советско-афганской границы. Из дислокации пограничных отрядов на территории СССР в Афганистан для проведения операций по ликвидации моджахедов регулярно на вертолетах отправлялись десантно-штурмовые маневренные группы (ДШМГ).

По прибытии в Афганистан пограничная застава от Панфиловского отряда общей численностью 50 человек под командованием капитана Владимира Рослова заняла дислокацию в трех километрах западнее кишлака Афридж. 22 ноября был получен приказ, и к 15 часам два офицера и 23 солдата начали выдвижение. По мере продвижения выяснилось, что группа существенно отклонилась от маршрута. С наступлением сумерек пограничники спустились к реке, чтобы перейти ее вброд. И тут с противоположного берега, со стороны кишлака Афридж, по ним был открыт огонь из засады. В итоге пограничники оказались в окружении и почти все полегли в смертельной схватке с душманами. Выжили двое из попавших в засаду – Вячеслав Дериглазов и Владимир Гаврилюк. Их, контуженых, душманы расстреляли, но не добили до конца. Один из них, раненый, истекающий кровью, вытащил на себе второго и спрятал за камнями. С тяжелым ранением он жил всю жизнь, пока в 90-е годы ногу все же не ампутировали.

После гибели и жестокой казни раненых пограничников была проведена операция «Возмездие». Ее проводила группировка Пограничных войск КГБ СССР, дислоцирующихся в Афганистане, с привлечением других структур КГБ. Все члены банды душманов и их пособники, принимавшие участие в жестокой казни раненых пограничников, были уничтожены. Операция шла около полутора месяцев.

С января 1980 по февраль 1989 года через контингент Погранвойск КГБ в Афганистане прошли службу около 62000 военнослужащих. Потери пограничников в живой силе составили: 419 человек убитыми и 2540 ранеными, контуженными и заболевшими.

К концу 1988 года контингент ПВ КГБ в Афганистане достиг максимальной численности личного состава и вооружения за весь период Афганской войны. Пограничные подразделения дислоцировались в 66 населенных пунктах на территории Афганистана и поддерживались авиацией с территории СССР.

При выводе войск части 40-й армии проходили через боевые порядки пограничных войск, создавших охраняемые коридоры. После полного вывода войск 40-й армии на территорию СССР вышли пограничные отряды.

 

Тахта-Базар остался в памяти и в сердце

Владислав Станиславович Винокуров живет в селе Зеленая Поляна. Родился и вырос он на разъезде Загайново. После окончания школы поступил в Троицкое СПТУ-73, где во время учебы получил водительские права категории «В» и «С».

-Призывался я в 1987 году, — вспоминает Владислав Станиславович. – На «папанке» в ожидании отправки мы жили трое суток, условий никаких, спали на полу. Я уже знал, что меня отправят в погранвойска на остров Сахалин, и мечтал в поезде отоспаться. Однако мечтам моим сбыться не удалось: отправили нас, 70 человек, самолетом, и через четыре часа мы были уже на острове, где я прослужил почти год – полгода в «учебке», потом на заставе.

По приказу его направили в Южно-Сахалинск, во взвод ГСМ, где он развозил на бензовозе по всем заставам бочки с бензином. В ноябре прошел переподготовку в Камень-Рыболове, а в декабре 1988 года – в городе Мары (Туркмения), недалеко от Кушки. Так он оказался в составе одной из маневренных групп, которые заходили в Афганистан, чтобы прикрывать выход наших войск, и базировались в различных населенных пунктах. Личный состав выводился в последнюю очередь. Группа дислоцировалась недалеко от поселка Тахта-Базар.

-Я служил на бензовозе, в роте подвоза, возили топливо, продукты, — рассказывает Владислав Станиславович. – Выглядело это примерно так: колонна, в которой могло быть до 70 машин, через каждые пять машин – БТР или БМП, впереди – саперы с собаками. Дорог практически не было, ездили по проселку, руслам рек, между сопок. Очень часто встречались мины. Собачки – молодцы! Они были специально обучены и сразу садились, показывая, что нашли мину, которую мы не разминировали, а просто подрывали и шли дальше.

Жили мы в палатках, в чистом поле. Летом в полдень, если наступить босиком на песок, можно было обжечь ноги… Зимой было прохладно, но терпимо, особенно по сравнению с Сахалином, где все время дует пронизывающий ветер. Большинство из нас было из Сибири, с Алтая. В одно время со мной там же служил Валерий Дмитриевич Котыхов, но мы с ним тогда не встретились. Были ребята и из Казахстана, и с Украины.

Свой быт надо обустраивать в любых условиях. Мы сделали баню из оружейных ящиков, печку поставили железную. Выкопали два бассейна, дно которых застелили резиной. Воду привозили на водовозке за 30 км.

Что касается инцидентов, то они случались почти каждый день. Случались подрывы и обстрелы. Однажды нас обстреляли на утесе, где нам пришлось заночевать. Но в основном мы боялись мин, поэтому передвигались всегда след в след.

Несмотря на суровые армейские будни, в воспоминаниях Владислава Станиславовича чувствуется ностальгия по тем временам, когда они, молодые и бесшабашные, возили по бездорожью грузы в афганских горах, рискуя нарваться на мины, а в свободное время шутили, смеялись и даже устраивали праздники.

Домой Владислав Станиславович вернулся в звании ефрейтора. Женился на любимой девушке, которая была родом из Степного, и пошел работать в совхоз механизатором. Потом совхоза не стало…

В Зеленую Поляну переехали в 2000 году. Работал оператором на заправке, заведующим мастерской, заведующим током, энергетиком, а сейчас трудится в ПХ «Троицкое». Вместе с супругой, Еленой Александровной, вырастили двух дочерей, одна из них сейчас в Барнауле, другая – в Бийске. Старшая дочь уже подарила родителям двоих замечательных внуков.

Владислав Станиславович хранит традиции воинского братства. Он поддерживает связь со своими сослуживцами и бережет армейский китель с наградами, среди которых – почетные знаки «Отличник погранвойск» I и II степеней, медали «От благодарного афганского народа» и «За ратную доблесть».

 

Дальнереченск – Рустак – Барнаул…

Игорь Владимирович Сажнев с 2004 года живет в селе Заводском. Родом он из Косихинского района.

В 1987 году был призван на военную службу – в погранвойска вместе с земляком из Троицкого района Сергеем Ивановичем Шевцовым, с которым служили вместе с первого до последнего дня, вместе вернулись и сейчас поддерживают отношения.

Новобранцев с Алтая направили на Дальний Восток, в город Дальнереченск, где и началась их служба. В «учебке» Игорь получил специальность наводчика-оператора БМП-1 и продолжил службу в Дальнереченске. Летом 1988 года он был отправлен с эшелоном в Таджикистан, где снова попал в «учебку», а затем в составе маневренной группы был переброшен через границу в Афганистан, где находился полгода, вплоть до 15 февраля 1989-го, когда был завершен вывод наших войск из Афганистана. В задачу маневренной группы как раз и входило обеспечение безопасного вывода пограничников, уходивших их Афганистана последними.

-Точка наша была в Рустаке, — вспоминает Игорь Владимирович. – С одной стороны был кишлак, с другой – народно-демократическая армия Афганистана. До нас там стояли танкисты, и мы жили в блиндажах, с целью еще лучшего укрепления рыли окопы, протянули «колючку», а свои БМП закопали в землю так, что одни только башни торчали.

Дней 10 наша группа стояла возле самого кишлака. В ее составе были механики, наводчики, минометчики. Тогда мы спали в спальных мешках прямо в БМП. Кстати сказать, условия службы были совсем не такими, как сейчас, когда иной раз в армию едут, как на курорт, где и пищу для солдат готовят, и стирают, и спать укладывают…

Мы себе пищу готовили сами из продуктов, которые нам выдавали в качестве сухого пайка.

Перед выходом из Афганистана нас предупредили, что наша задача – быстрее перебраться как можно ближе к нашей границе, до которой было около 100 км, пока афганцы бегут к оставленной нами точке. Через речки мы переправлялись на БМП вплавь, а автомашины ГАЗ-64 перевозили на специальной лодке с гусеницами. Для продолжения службы снова вернулись в Дальнереченск. Дважды пришлось проехать мимо дома, точнее, ехали туда и обратно через Барнаул.

После возвращения из армии Игорь Владимирович работал в родном колхозе. В 90-е годы колхоз развалился, а в начале 2000-х они вместе с супругой, Светланой Александровной, переехали в село Заводское, где уже жили его братья и мать. Работал сварщиком в воинской части, а когда и она приказала долго жить, устроился трелевщиком в ООО «Альфа». В его распоряжении два трелевочных трактора, с помощью которых он весной и осенью подготавливает почву для посадки елочек и которые сам же ремонтирует в зимнее время. Летом же основная работа заключается в уходе за молодыми лесонасаждениями. У Игоря Александровича две дочери, старшая живет в Троицком, младшая – в Топчихе, и двое внуков. Собраться всей семьей удается нечасто, но это, конечно же, всегда праздник.

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.