По «следам» Шерлока Холмса

-…Что вы можете сказать о человеке, которому принадлежала эта шляпа? — я взял рваную шляпу и уныло повертел ее в руках. Самая обыкновенная черная круглая шляпа, жесткая, сильно поношенная. Шелковая подкладка, некогда красная, теперь выцвела. Фабричную марку мне обнаружить не удалось, но, как и сказал Холмс, внутри сбоку виднелись инициалы…

-Я ничего в ней не вижу, — сказал я, возвращая шляпу Шерлоку Холмсу.

Холмс взял шляпу в руки и стал пристально разглядывать ее проницательным взглядом, свойственным ему одному.

-Конечно, не все достаточно ясно, — заметил он, — но кое-что можно установить наверняка, а кое-что предположить с разумной долей вероятия… Этот человек средних лет, у него седые волосы, он мажет их помадой и недавно подстригся. Вдобавок я почти уверен, что в доме у него нет газового освещения.

(“Голубой карбункул”, Артур Конан Дойл).

Как правило, когда снимают фильмы или пишут книги о сыщиках, этих людей незаслуженно обходят вниманием. Однако без представителей данной профессии во много раз труднее было бы раскрыть преступление, а многие и вообще повисли бы «глухарями». Не зря же знаменитый Шерлок Холмс сочетал в себе талант и сыщика, и эксперта-криминалиста.

Умение «читать» следы идет с начала зарождения человечества, вспомним хотя бы древних охотников. Нет сомнений в том, что если на месте происшествия побывает эксперт-криминалист, то он обязательно найдет какой-нибудь след. На поиски деталей у специалиста может уйти от нескольких часов до пары суток. Обнаруженные экспертом обрывок газетной бумаги, кусочек ткани или след от обуви могут привести к раскрытию преступления. Именно эксперты-криминалисты проводят экспертизы для служб предварительного расследования преступлений и дознания, обеспечивают осмотр мест происшествий, поиск следов преступников и других вещественных доказательств, которые необходимы в ходе расследования того или иного уголовного дела. Они производят экспертизы и исследования по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, являются гарантом научно-технического обеспечения криминалистических средств и методов в работе межмуниципального отдела.  А еще от  них  зависит очень многое – судьбы людей.

 Свою роль сыграла армия

Получая в АИПТе профессию мастера, он не предполагал, что мастером он будет, вот только совсем не в педагогической области, а в криминалистике. В армии служил в противовоздушной обороне командиром взвода радиотелеграфистов, а в нагрузку были наложены обязанности специалиста группы фотоконтроля. Вот эта «добровольно-принудительная» нагрузка и сыграла впоследствии судьбоносную роль при трудоустройстве.

Когда по окончании техникума Евгений Чумов занимался поиском работы, в милиции была острая нехватка сотрудников. Кадрами в то время заведовал Владимир Михайлович Киселев, который и пригласил его попробовать себя в роли сотрудника правоохранительных органов. Начинал в патрульно-постовой службе, получив профессиональную подготовку в учебном центре УВД Алтайского края, именуемом в народе «мошкой». Отработав год, получил предложение от коллеги, планирующего переехать в краевую столицу, заменить его на должности эксперта-криминалиста. Все тот же Киселев представил кандидатуру Чумова перед кадровой комиссией в крае. Вот здесь-то и сыграл свою положительную роль тот факт, что в армии Чумов в совершенстве освоил науку владения фототехникой, что немаловажно в работе эксперта-криминалиста. Комиссия одобрила предложенную кандидатуру, и с 1998 года Евгений Александрович Чумов  начинает работать в должности старшего эксперта-криминалиста Троицкого РОВД.  Естественно, прежде чем приступить к выполнению обязанностей, пришлось вновь садиться за парту – месяц учился в управлении ЭКЦ, чтобы получить допуск на право проведения в составе следственно-оперативной группы осмотров места происшествия. Однако права на самостоятельное производств экспертиз и исследование еще не имел, а потому через полгода вновь прошел обучение, после которого получил допуск на самостоятельное производство пяти видов экспертиз: дактилоскопия, холодное оружие, трасология, баллистика и ТКЭД – техника криминалистической экспертизы документа (всего так называемых допусков семь). И вот уже 14 лет, как Евгений Александрович в профессии.

 В своих вопросах – первый

Профессионально и грамотно отработанное экспертом-криминалистом место происшествия – залог раскрытия дела. На счету Чумова десятки преступлений, раскрытых, так сказать, по горячим следам.

На месте происшествия эксперт-криминалист – второй человек после следователя в составе следственно-оперативной группы. А по своим специфическим вопросам – первый. Кто бы ни присутствовал на месте преступления, эксперт имеет полное право приказать им не топтаться в комнатах, не следить и ни к чему не прикасаться до тех пор, пока все предметы и поверхности не будут проверены на наличие следов пальцев. Например, совершена квартирная кража. В комнатах полнейший кавардак, вещи разбросаны, мебель сдвинута с привычных мест. Эксперт может часами осматривать квартиру, перебирать каждый предмет, разглядывать. Таким образом он узнает, нет ли на вещах и предметах следов, оставленных злоумышленниками. После чего с каждого обнаруженного следа он снимает отпечатки на дактилоскопическую пленку. Однако основная работа эксперта начинается не на месте происшествия, где нужно собрать как можно больше следов и вещдоков, а в кабинете, при обработке тех следов и вещественных доказательств, которые были изъяты при осмотре места преступления, с целью установления лиц, причастных к совершению преступления.

-Все собранные улики собираю, так сказать, в комплекс, обрабатываю и направляю данные в край, – рассказывает о специфике своей работы Евгений Александрович. – Далее все следы – пальцы рук, обувь, орудия взлома и т.д. – помещаются на экспертно-криминалистический учет, а это основное направление нашей деятельности. Все надлежащим образом оформляется и хранится, при необходимости используется для сравнения. То есть изъятые с места преступления следы не лежат «мертвым грузом», а работают и в дальнейшем, при установлении личностей, причастных к совершению преступлений.

Благодаря новым технологиям работать экспертам сегодня стало проще, идентификацию следов проводит техника, эксперт только вводит в поисковую базу данные и… результат готов!

-Но вперед идут не только технологии, связанные с нашей службой, – продолжает рассказ Евгений Александрович. — С каждым годом преступники также становятся изощреннее в выполнении своей «работы». Они стали мобильнее, свою «добрую» службу играет для них сотовая связь. Честно сказать, я давно не видел хороших следов пальцев рук, поскольку «работают» всегда в перчатках. И все же прокалываются, бывает, по-глупому. Один из ярких примеров – кража в доме у бабушки-ветерана. При осмотре места преступления практически никаких следов, все сделано «чисто и грамотно». И вдруг – на дверце шкафа один-единственный, но четкий, свежий след пальца руки! Стали пробивать по базе – принадлежит некоему гражданину, проживающему в N-ском районе Алтайского края и имеющему условную судимость. Взял-то он у бабушки всего семьсот рублей, а условный срок заменил на реальный.

 Работа без выходных

И все же, несмотря на новейшие технологии, позволяющие действовать быстрее и оперативнее, экспертам-криминалистам райотделов по-прежнему приходится нелегко. Времени катастрофически не хватает, чтобы успеть сделать весь необходимый объем работ. Работа эксперта не сводится, как думают некоторые, только к снятию отпечатков пальцев рук. Недаром они проводят много времени в изучении методик и получении допусков к  проведению разных видов экспертиз. К примеру, в кабинете бывает пройти негде от наваленных спилов деревьев, конфискованных у «черных лесорубов».

Для эксперта все праздники одинаковы с буднями. Вот и у Чумова нет выходных и праздников, в любое время дня и ночи он готов выехать в составе следственно-оперативной группы на место происшествия. Расслабляться особенно не приходится – всегда на подсознательном уровне вертится: могут в любую минуту позвонить и вызвать на работу. А что делать? Служба такая… Устал? Конечно, устал, но работу свою любит, считает интересной и менять не собирается.

В одном из интервью Микаэль Ольссон (Президент Ikea) сказал: «Делай работу хорошо, делай немного больше и будь хорошим коллегой, и тогда ты преуспеешь, если захочешь. Но самое важное – делай, что нравится…». Чумову повезло – он действительно занимается тем, что нравится, у него сложились прекрасные отношения с коллегами, и он признается, что если и возникают проблемы по направлению его непосредственной работы, решают все в частном порядке, на личном взаимоуважении друг к другу.

За время своей службы в Троицком отделе Евгений Александрович ни разу не получал дисциплинарных взысканий – одни поощрения. В послужном списке – краевая Почетная грамота за образцовое исполнение служебных обязанностей, высокие результаты в оперативно-служебной деятельности. Его фотография висит на Доске почета Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю. Но последнее, если можно так выразиться, поощрение имеет особую ценность. Весной 2012 года Евгению Александровичу первому и пока единственному в Алтайском крае был вручен знак «Лучший эксперт Российской Федерации». Таким образом руководство оценило вклад главного эксперта экспертно-криминалистического направления «Троицкое» ЭКЦ ГУ МВД России по Алтайскому краю Е.А. Чумова в дело борьбы с преступностью.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.