«Так что зря они к нам сунулись!..»

Каждый год накануне 9 Мая все чаще приходит в голову грустная мысль, что ветеранов Великой Отечественной войны среди нас все меньше и меньше. В этом году в списке ныне живущих в нашем районе участников войны всего 15 имен. Вспоминая их лица, искренне радуюсь, что они перешли еще один рубеж и снова встретят День Победы. Ведь для них, переживших то, что нам невозможно даже представить, теперь каждый прожитый год, каждый день, каждый миг, может быть, значат не меньше, чем все огневые рубежи, которые им довелось пройти.

Вдруг вижу в списке наших ветеранов новое имя: Фаина Петровна Кубанова. Кто она? Откуда? Почему мы ничего про нее не знаем? В таком преклонном возрасте люди редко меняют место жительства. Какие же обстоятельства забросили ее в наш район?

Но оказалось, что на самом деле Фаина Петровна – наша землячка, и большая часть ее жизни прошла в Троицком районе.

Родилась она 5 марта 1926 года в селе Загайново. Девичья фамилия – Марчукова. В семье было пятеро детей: два брата и три сестры. Отец, Петр Михайлович, и мама, Маримьяна Андреевна, работали в колхозе.

На вопрос, откуда взялось такое необычное имя, Фаина Петровна ответила так:

-Дед во время Первой мировой воевал на территории Болгарии, откуда и привез себе красавицу-жену.

Как только она это сказала, я сразу поняла, что показалась мне необычным во внешности моей собеседницы: необычно белая кожа в сочетании с аккуратно зачесанными назад гладкими черными волосами до плеч, почти не тронутыми сединой. Мне даже показалось, что я слышу в ее голосе какой-то едва уловимый акцент. А еще меня приятно удивил по-особенному молодой взгляд. И это в ее-то годы! Нисколько не кривя душой, я дала бы ей 70 или, в крайнем случае, 75, но никак уж не 92!.. По поводу нашей встречи Фаина Петровна надела свой тяжелый от медалей праздничный костюм, делающий ее еще более красивой и статной. Среди множества наград нельзя не заметить одну из самых почетных – орден Великой Отечественной войны, а также медали «За отвагу» и «За боевые заслуги» и две медали Жукова, вручающиеся от имени и по поручению Президента РФ за проявленные в боевых действиях при защите Родины и государственных интересов России мужество и отвагу.

С детства Фаине нравилась медицина. После окончания восьмилетки она поехала в Барнаул учиться на медсестру. Там ее и застала война. На фронт ушел старший брат. Отца по состоянию здоровья в действующую армию не взяли и отправили в трудармию. А Фаина с 1942 по 1945 год служила операционной сестрой во фронтовом медсанбате и в составе 199-й стрелковой дивизии II Белорусского фронта дошла почти до самого Берлина. Домой вернулась только осенью 1945-го.

-Раненых много было, — объясняет она, — не только наших, но и немцев, некоторые отказывались их лечить, а я лечила. Надо лечить всех. Помню, немец один хорошо по-русски разговаривал. Спрашивает меня: «Откуда ты, красавица?». Я ему отвечаю, что сибирячка. Он говорит: «Правду говорят, что у вас там медведи по улицам ходят?». А я ему отвечаю: «Конечно, правда, так что зря вы к нам сунулись…».

Вскоре после возвращения домой Фаина Петровна встретила свою любовь – будущего мужа и отца троих детей Ивана Кирилловича Кубанова. Бывший фронтовик, лейтенант запаса, в мирное время он работал в лесничестве главным бухгалтером. Но последствия фронтового ранения всю жизнь давали о себе знать, и в 1982 году его не стало: мгновенно остановилось сердце. Еще раньше умер старший брат, тоже получивший тяжелое ранение на фронте. Погибла лучшая подруга, с которой учились в медучилище и вместе уходили на фронт после окончания ускоренного курса обучения.

Мне трудно было говорить с Фаиной Петровной о войне, потому что она не может вспоминать об этом без слез.

-У меня тоже сердце барахлит. Как раздумаюсь – обидно. Обидно, что фашисты начали эту войну. Сколько людей погибло! Никогда не забуду, как они умирали от ран, как просили меня: «Доктор, помоги…». Да ведь не доктор я, просто сестричка.

Эта боль не дает спать по ночам, она не утихает, несмотря на то, что мы уже столько лет живем без войны, а, наоборот, все сильнее сжимает сердце. Боль и обида, от которой пожилые люди очень сильно страдают. Порою можно ранить их даже, казалось бы, совсем безобидным, на наш взгляд, словом или взглядом.

После ухода мужа Фаина Петровна 15 лет жила одна в своем доме в Загайново. Правда, держать, как прежде, большое хозяйство ей было уже не под силу. Но свой деревенский дом она очень любила и жалела с ним расставаться, когда дочь Людмила уговорила ее переехать к ней в Новосибирск. А в январе этого года Фаина Петровна вновь вернулась в Троицкий район. Сейчас она живет в райцентре в семье сына, Анатолия Ивановича Кубанова. Говорит, что ей здесь очень хорошо и уютно, а супругу сына, Галину Федоровну, ласково называет дочкой. Еще одна дочь, Валентина, живет далеко отсюда, в южном городе Ялта, но каждый год приезжает навестить любимую мамочку. Она пошла по ее стопам и тоже работает медсестрой. У Фаины Петровны двое внуков и пятеро правнуков, которые по возможности стараются навещать ее, и она всегда радуется их визитам.

В былые годы Фаине Петровне не раз приходилось общаться со школьниками, рассказывая им о войне, и она считает, что говорить об этом с детьми не только можно, но и нужно. Она с большим уважением относится к акции «Бессмертный полк», считая, что это очень справедливое дело. Рассказывает, что в Новосибирске к ветеранам относятся с большим вниманием и накануне Дня Победы никого не оставляют без почестей. Волнуется, будет ли в Троицком митинг, на котором ей очень хочется побывать. Слушая ее, я с грустью вспоминаю пустующие сиденья, специально поставленные на почетные места, предназначенные для присутствующих на митинге ветеранов. С одной стороны, понимаю их родственников, которые считают, что такое мероприятие может сильно разволновать пожилого человека. Но, с другой стороны, вижу, как много значит для них этот праздник, пусть даже и со слезами на глазах, и по своему опыту могу сказать, что если у ветерана есть хотя бы маленькая возможность попасть на митинг, надо сделать все, чтобы предоставить ему этот шанс.

Когда я общалась с Фаиной Петровной, она сильно волновалась, порою даже не могла говорить из-за подступающих слез. На следующий день я позвонила Галине Федоровне, чтобы справиться о самочувствии моей собеседницы, и с радостью услышала, что Фаина Петровна после нашей встречи выглядела бодрой и даже одухотворенной. И мне в очередной раз подумалось, что волнение не всегда идет нам во вред, и порою кратковременные, но сильные эмоции вырывают нас из повседневной рутины и заставляют по-новому забиться сердце. Больше всего наши ветераны страдают от равнодушия и ощущения ненужности. И они безмерно рады и благодарны, что их любят, помнят и чествуют в такой великий и священный для России день.

Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.