Рвачам по рукам, или «Белое не носить»

Вопрос назрел давно, но последней каплей стала попытка добраться от КДС до Троицкого на такси. Сойдя с автобуса, мы «скооперировались» и небольшой группой в количестве трех человек – женщина с дочкой и я –направились к ближайшей машине. Но в это время из дальней машины выскочил таксист и начал зазывать нас к себе. Оказывается, мои спутники были с ним знакомы, и, отдав водителю по 50 рублей, мы отправились в пункт назначения. Мне нужно было доехать до «Марии-Ра», а им чуть подальше – до здания полиции.
Покосившись на наши полтинники, водитель, с полминуты подумав, объявил:
-Вы же люди разные, значит, с каждого по 100 рублей.
-Но мы же едем практически в одно и то же место!
-Без разницы, вы люди разные.
Напрашивался вопрос: как поступил бы водитель, если бы не знал моих спутников и подумал, что все мы – одна семья? Взял бы по сотне с каждого? И есть ли хоть какой-то закон, регулирующий этот механизм? Ведь не секрет, что в ценах на поездки в такси существует большой разнобой. До КДС, например, могут довезти и за 100 рублей, и за 200. Да и в пределах села, несмотря на таксу, которая равна сейчас 100 рублям, некоторые водители делают постоянным клиентам скидку. По-разному они ведут себя и в «режиме ожидания» клиентов. Обращает внимание и тот факт, что у некоторых таксистов машины находятся в отличном состоянии, в салоне есть все условия для комфортной поездки: свежий воздух, приятная музыка, чистые сиденья. Но иной раз кажется, что машина просто разваливается на ходу, в салоне накурено и грязно, а по перепонкам бьет жуткий шансон вперемешку с тюремным жаргоном. А плата за поездку одна и та же!
С одной стороны, можно, конечно, сказать: «Не хочешь – не садись». Но с другой стороны, должен же кто-то отвечать за качество обслуживания населения, пусть даже и частными перевозчиками? Самое интересное, что совсем недавно у нас в райцентре было все наоборот. Бедным таксистам и шагу не давали ступить без предупреждения. Их обложили огромными налогами, запретили подвозить людей, стоящих на остановках, за ту же плату, что и на рейсовом автобусе, хотя в суровую зимнюю пору такая услуга была бы очень кстати. Теперь же, наоборот, оказалось, что сфера данного сервиса практически ничем и никем не контролируется. Это стало понятно из телефонного разговора с представителем управления строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, эту же мысль подтвердил и индивидуальный предприниматель (такси «Сибирь») А.Н. Ерошок, ответив на ряд вопросов, касающихся непосредственно темы нашего разговора.
Беседа началась с пресловутого вопроса о стоимости проезда в одном направлении нескольких пассажиров:
-Прав ли водитель, требующий плату за проезд с каждого пассажира?
-В данном случае условия оплаты должны оговариваться заранее, водитель имеет право поступить так, как он считает нужным.
-Существует ли фиксированная стоимость проезда до КДС?
-Существует: от центра – 130 рублей, из-за линии – 150 рублей.
-Почему у нас такая высокая такса за проезд по селу? В Барнауле, например, плата за два километра – 50 рублей, за три – 60, и только за 5 километров – 100 рублей. За эти же 100 рублей можно доехать от центра города до поселка Докучаево.
-За счет более высокой численности населения в городе. Нам же такая оплата вместо прибыли принесет убытки.
-Если покупатель приобретает в магазине некачественный товар, то он может вернуть его, предъявив чек. На основании чего пассажир может предъявить свои претензии?
-Мы тоже выдаем чеки, подтверждающие оплату поездки пассажиром. Кроме того, в нашей диспетчерской люди могут ознакомиться с расценками на перевозку людей и грузов. В идеале, каждый таксист должен быть прикреплен к определенной диспетчерской. Если бы это стало реальностью, качество обслуживания пассажиров значительно улучшилось бы. Да и было бы с кого спросить. Ведь если на моего водителя поступит жалоба, я просто обязан буду разобраться.
Беседа с Александром Николаевичем вызвала у меня очень противоречивые чувства. С одной стороны, все проблемы таксистов растолковал, по полочкам разложил, недаром ведь столько лет работает в этой сфере. С другой – напрашивается масса доводов в пользу пассажиров, которым по тем или иным причинам приходится довольно часто пользоваться услугами такси. Почему, несмотря на фиксированные цены, таксист может назначать плату за проезд по своему усмотрению? Почему не действует принцип оплаты по километражу, ведь совсем недавно требовалось установление таксометров в каждой машине? Простые расчеты показали, что если исходить из расхода бензина 8 л на 10 км (25 руб.) с учетом амортизации (16 рублей), то затраты на эти же 10 км составят: 25 руб. + 16 руб. = 41 рубль. Понятно, что цель бизнеса – это не столько возмещение расходов, сколько получение прибыли. Но надо, как говорится, и честь знать. Нельзя не согласиться с тем, что
численность населения в городах намного больше, но ведь значительно больше там и таксистов.
После разговора с представителями районных и краевых властей сложилось впечатление, что если деятельность данного вида транспорта и находится под контролем властей, то только с целью сбора налогов. До пассажиров же вообще никому нет дела. Им остается только полагаться на совесть водителей и выбирать тех, у кого и в машине почище, и музыка поприличней, да и плату за проезд он взимает, как говорится, по-божески. Но бывают в жизни ситуации, когда выбирать не приходится. И остается от такой поездки тяжелый осадок, сильно подрывающий престиж остальных водителей, которые, добросовестно делая свое дело, не только приносят пользу людям, но и умеют создать хорошее настроение, что в нашей жизни тоже немаловажно.
Светлана КУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.