Консультирует налоговая

Процедура досудебного аудита очень удобна обеим сторонам спора и имеет преимущество перед судебной тяжбой. Здесь можно сохранить в неприкосновенности деловую репутацию, так как решения не будут носить протокольного характера и не отразятся в базе данных судебной системы. Здесь не придется нести значительных материальных трат, связанных не только с уплатой госпошлины, но и оплатой услуг квалифицированного юриста. Здесь работники налоговой службы и их оппоненты сэкономят много времени, которое может понадобиться для решения более насущных задач. Наконец, досудебный аудит позволит укрепить для суда (если он станет неизбежным) свою позицию дополнительными аргументами, – ведь стороны претензии изучат на предварительных переговорах.

 Что и куда можно обжаловать?

В соответствии с частью первой статьи 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Следует обратить внимание, что обжалованию подлежат не только какие-либо положительные действия (например, решение или отказ в чем-либо), но и бездействие налогового органа, когда по закону на нем лежит обязанность совершить в пользу налогоплательщика или налогового агента какие-либо действия.

Обжаловать в досудебном порядке действия налогового органа можно в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 138 НК РФ).

 Кто подает жалобу?

От имени организации-налогоплательщика жалоба может быть подана лицом, у которого есть такие полномочия. Таким лицом всегда является ее руководитель (чаще всего генеральный директор). Другие же лица вправе выступать от имени организации-налогоплательщика, если их полномочия вытекают из подписанной руководителем доверенности, либо из иных документов.

Индивидуальный предприниматель должен заверять доверенность на своего представителя у нотариуса.

Дело в том, что в данной ситуации, уполномоченный представитель индивидуального является представителем налогоплательщика — физического лица, который в силу пункта 3 статьи 29 НК РФ осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Налоговый орган, в который поступила жалоба налогоплательщика на нижестоящий орган, оставляет ее без рассмотрения в случае, если она подана лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 2 статьи 139 НК РФ к жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган, могут быть приложены обосновывающие ее документы. Такие документы целесообразно прикладывать к жалобе, поскольку они облегчают вышестоящему налоговому органу уяснение существа жалобы. Во многих случаях без таких документов жалоба представляет собой лишь голословные утверждения, что не позволит соответствующему органу вынести объективное решение по ней.

 Какой срок подачи жалобы?

В соответствии с тем же пунктом 2 статьи 139 Налогового кодекса РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается, по общему правилу, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (например, со дня получения решения налогового органа, с которым он не согласен). В случае, если налогоплательщик не доволен бездействием налогового органа, такая жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента, когда истек установленный законом срок для совершения соответствующего действия (например, для вынесения решения). В случае пропуска срока подачи жалобы, она оставляется без рассмотрения. Необходимо, однако, иметь в виду, что в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 139 НК РФ в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы, этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Это означает, что одновременно с подачей жалобы, может быть подано заявление, с просьбой рассмотреть ее, несмотря на пропуск соответствующего срока, с объяснением причин такого пропуска. К такому заявлению могут быть приложены доказательства невозможности подачи жалобы в более ранний срок.

 Споры по налоговым проверкам

Особенно часто между налогоплательщиком и налоговым органом возникают споры, связанные с проведением налоговых проверок. Поэтому стоит более подробно рассмотреть некоторые особенности процедуры обжалования актов налогового органа, принимаемых в связи с проведением налоговых проверок.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменное возражения по акту. Подписание налогоплательщиком акта проверки не препятствует ни представлению налогоплательщиком возражений по акту, ни, тем более, дальнейшему обжалованию вынесенного в последствии решения.

От подписания акта следует отличать расписку в его получении. По смыслу пунктов 2 и 5 статьи 100 НК РФ, отказ представителей организации расписаться в получении акта расценивается как уклонение в его получении, что влечет за собой направление акта по почте. Это может лишить налогоплательщика возможности своевременно ознакомиться с актом, поскольку в таком случае акт считается врученным организации по истечении шести дней со дня его направления по почте, независимо от действительного его получения организацией.

Свои возражения по акту налогоплательщик вправе представить в налоговый орган в течение 15 дней со дня получения акта, либо с момента, когда акт считается полученным. Следует также отметить, что возражения представляются именно в орган, составивший акт, а не в вышестоящий орган. В случае, если в вышестоящий орган подаются возражения по акту налоговой проверки, они оставляются без рассмотрения.

После вынесения налоговым органом решения по материалам проверки налогоплательщик может обжаловать его в вышестоящий орган.

Следует обратить внимание, что именно это решение может быть обжаловано налогоплательщиком, а не акт налоговой проверки, который сам по себе не возлагает на налогоплательщика ни каких обязанностей и не лишает его ни каких прав.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Срок подачи апелляционной жалобы – 10 рабочих дней, со дня вручения решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Кроме того, пункт 5 статьи 101.2 НК РФ содержит норму, согласно которой решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.